В РАМТе юбилеи летят журавлиным клином. В этом же году празднует свое столетие театр; в прошлом году - отмечали приход Алексея Бородина на должность художественного руководителя театра 40 лет назад. Астрологи, наверняка, были бы счастливы разложить звездные карты, чтобы вычислить прихотливый путь на Олимп театральной Москвы мальчика, родившегося в китайском городе Циндао...
Кажется, что в своем кабинете в РАМТе Алексей Владимирович Бородин никогда не остается в одиночестве. Сюда приходят с неотложными делами (а в театре всегда что-то горит и дымится). Сюда заходят с новыми замыслами и идеями молодые и не очень режиссеры и художники, которые оккупировали буквально все пространство театра, - и малую сцену, и белую комнату, и черную комнату, и пространство во дворе, и театральную лестницу и что-то еще... Сюда заглядывают гости - и те, которые пришли на премьеру, и те, которые заглянули на спектакль, уже давно стоящий в репертуаре. Спектакли в РАМТе к выходные идут круглые сутки, ну, а на рабочей неделе - просто допоздна. РАМТ работает как хорошо налаженное дело - вроде все идет само собой, и постороннему никогда не догадаться сколько ежедневных, ежечасных, ежеминутных усилий обеспечивают этот плавный ход театрального корабля.
Все "ненадолго зашедшие" знают, что Хозяин театра (за исключением редчайших случаев) у себя на посту, в своем кабинете. И потому просто невозможно не зайти, не поприветствовать, не поклониться, не поздороваться в это волшебное пространство. Где всегда и для всех есть место и время. Где так улыбаются навстречу. Где все твои неприятности как-то отпускают, остаются за порогом. Здесь все так насыщенно мыслью, покоем и творчеством, что любая буря мира житейского тут как-то никнет, стихает ("тень, знай свое место!").
В большом театральном мире Алексей Бородин занимает место особое и отдельное. Его негромкий голос становится твердым, когда речь идет о несправедливости. Он может прилететь с другого конца света, чтобы своим личным присутствием помочь, поддержать, не дать совершится подлости или ошибке. В мире, завистливом, суетливом, разобщенном и живущим своими отдельными и сиюминутными интересами все знают, что Бородин вне и над: группировками, интригами, сплетнями и корыстными альянсами. Его "да", и его "нет" всегда окончательны и весомы. Его нравственный компас безупречно точен.
При этом, когда Алексею Владимировичу говоришь, что именно он главный арбитр сегодняшнего театра, он отмахивается от говорящего...
Опыт долгой жизни добавил к природной доброте выстраданную мудрость. Помню, как на собрании в СТД, где бушевали страсти по поводу решения Александринки и Театра им.Волкова создать альянс, - Бородин сказал очень спокойно: "Я не понимаю зачем эти театры хотят объединиться. Но если такие крупные художники, как Валерий Фокин и Евгений Марчелли, хотят этого, то мы не должны им мешать"...
Уважение к коллегам по цеху (даже к их праву на ошибку), готовность прийти на помощь и протянуть руку - все это Бородин.
Мудрость и стойкость, доброжелательность и ясность, высота и сила духа - все эти качества, присущие человеку Алексею Бородину, прекрасно видны в спектаклях режиссера Алексея Бородина. Режиссеры вообще необыкновенно видны в своих работах, куда отчетливее, чем писатели или художники. Глупость, подлость, мелочность и низость - все считывается мгновенно. Так же как храбрость или доброта. За годы и десятилетия Алексей Бородин поставил десятки спектаклей: веселых и трагичных, длинных ("Берег утопии" шел 9 часов) и компактных, в пространстве большой сцены и на несколько десятков зрителей, удачных и не очень, событийных и проходных. Менялись авторы (от Шварца до Шекспира, от Чехова до Стоппарда, от Эбби Манна до Маяковского, от Бредбери до Мюссе, от Акунина до О`Нила). Видоизменялись сценические ритмы и принципы мизансценирования (уже 35 лет рядом с Бородиным грандиозный художник - Станислав Бенедиктов). Взрослели и переходили на возрастные роли бывшие "Ромео" и "Джульетты", приходили новые первые сюжеты (сейчас труппа РАМТа - одна из лучших в столице по тренированности и по разнообразию талантов).
Но неизменным оставалось одно: про все его работы можно сказать: "благородный театр". Благородный по отношению к автору, по отношению к исполнителям, по отношению к зрителям. Благородный по мыслям и чувствам, по мироощущению и по задачам.
Просветительская вера в то, что "человек по природе добр", - живет в мальчике, родившемся за 16 дней до начала самой кровавой войны в истории. Именно с этой верой ты уходишь с любого его спектакля.
В последней по времени постановке - в "Горе от ума", - Чацкий-Максим Керин (очередное открытие актерского дарования, на которые Бородин так щедр) оценивает фамусовскую Москву. И в его оценке странно и прекрасно сдвоены саркастическая и сатирическая беспощадность взгляда Грибоедова и лирическая нежность и вера в человека автора постановки. Люди кажутся ужасными? - Да, такими они воспринимаются, но ведь должно же быть в их душах что-то светлое, о чем они и сами не подозревают?
В финале, когда оскорбленный, разочарованный открывшимися безднами низости, Чацкий требует карету, то его хочется остановить. Подсказать, что место, где "оскорбленному есть чувству уголок", где по-особому светит солнце, - расположено в самом сердце Москвы и называется Российским Академическим Молодежным Театром. А его хозяин и его демиург сегодня празднует свой день рождения на радость всем нам!