Рядом с Большим, напротив Малого
21 марта 2012
Собственно говоря, поводов для радости у РАМТа было три. Девяносто исполнилось самому театру, семьдесят пять, как он располагается в здании ("рядом с Большим, напротив Малого") на Театральной площади. И наконец, двадцать лет, как Центральный детский театр стал называться Российским Молодежным театром.
РАМТ всегда славился оригинальностью. Особенно по части организации празднования юбилеев. Эту свою особенность он уже в который раз продемонстрировал под занавес 2011 года. И - все свои круглые даты отметил в один вечер, предложив нашему вниманию театрализованный концерт "В пространстве сцены".
Художественный руководитель РАМТа Алексей БОРОДИН объяснил данное название тем, что сцена - это место, которое объединяет актеров. Именно там, на сцене, они, такие разные по характерам и темпераменту, становятся единой общностью - ансамблем. Но на сей раз устроители вечера к ансамблевости не стремились. А наоборот, показали нам обозрение, напоминающее разноцветную мозаику. Казалось, что при подготовке этого представления его авторы позволили артистам делать то, к чему у них лежала душа.
Кто-то из артистов РАМТа читал любимые стихи, отрывки из сыгранных ролей или монологи из ролей пока несыгранных, кто-то пел романсы, показывал пародийные музыкальные номера и пластические миниатюры. А своеобразным обрамлением данного, единственного в своем роде театрализованного действа стали исполняемые молодыми актерами театра хореографические миниатюры в ритмах танго, вальса и даже фламенко.
В результате те, кто впервые пришел в тот торжественный день в РАМТ (возможно, были и такие), могли удивиться тому, как много умеют его артисты. Какими разными, подчас полярными жанрами они владеют. Завсегдатаи же РАМТа (а их в зрительном зале, конечно же, было больше) знали об этом давно. Знали, что здесь умеют без нарочитого комикования, изящно и со вкусом разыграть типичную комедию положений (вспомнить хотя бы "Модную лавку" И.А. Крылова в постановке Елены Долгиной). Умеют, ничего специально не осовременивая, да еще, согласно идее режиссера Алексея Бородина, в непривычном для публики месте - на центральной мраморной лестнице театра - представить трагедию Ж. Расина "Береника", сюжет и тема которой очень точно отозвались в сердцах аудитории начала 1990-х, когда из нашей жизни стали исчезать сильные чувства.
Умеют верно уловить ироничный стиль творчества Н.Р. Эрдмана (чью пьесу "Самоубийца" поставил Вениамин Смехов), не забывая при этом о присущей ему пронзительной человеческой интонации. Здесь на ты и с драматургическим наследием Е.Л. Шварца с легкой руки режиссера-постановщика Юрия Еремина "Тень" и "Дон Кихот" трактуют как вневременные притчи, вызывающие, однако, определенную долю современных аллюзий.
И еще в РАМТе умеют к официальным государственным праздникам (к примеру, к очередным годовщинам Победы в Великой Отечественной войне) выпускать совсем не "датские" спектакли, но сценические произведения, рождающиеся не по инструкции, а по велению сердца. Как это было, к примеру, в случае с театральной версией повести Б.Л. Васильева "А зори здесь тихие…", ставшей к тому же режиссерским дебютом артиста Александра УСТЮГОВА. Или - со спектаклями "Дневник Анны Франк" Ф. Гудриц и А. Хаккеса (режиссер - Алексей БОРОДИН, перенесший в РАМТ дипломную работу своего актерского курса РАТИ) и "Ничья длится мгновенье" по И. Мерасу (в постановке Миндаугаса КАРБАУСКИСА). В последних (во многом благодаря Чулпан ХАМАТОВОЙ - Анне в "Дневнике…" и Илье ИСАЕВУ - Аврааму Липману в "Ничьей…") тема Холокоста в этих спектаклях прозвучала строго и с достоинством.
Не боятся в РАМТе на целый день погрузить публику в атмосферу XIX столетия, предлагая ей подключиться к философским спорам о судьбах России и всего человечества, как в "Береге утопии" Т. Стоппарда. Смело вводит РАМТ молодых людей и в мир больших страстей, бушующих, скажем, в романе Стендаля "Красное и черное" и в одноименном спектакле Юрия ЕРЕМИНА, в котором Нелли УВАРОВА (госпожа Реналь) и Петр КРАСИЛОВ (Жюльен Сорель) создают глубокие драматические, достойные классического первоисточника образы. Может себе позволить РАМТ показать и совсем не депрессивную, "сочиненную" Алексеем Бородиным версию чеховского "Вишневого сада", после просмотра которого остается ощущение надежды.
Словом, нынешнему РАМТу есть чем отчитаться перед своими предшественниками (а среди них - Наталья Сац и Мария Кнебель, Олег Ефремов и Анатолий Эфрос, Анна Некрасова, Людмила Чернышева и Валентина Сперантова). Потому что одной из главных своих задач театр по-прежнему считает воспитание чувств своих юных зрителей. Ведь, перефразировав реплику одного из персонажей пьесы В.С. Розова "В добрый час!", можно сказать, что театр озабочен не тем, какую профессию выберут сидящие в зале юноши и девушки. Гораздо важнее то, какими они станут в будущем.
Майя Фолкинштейн
"Алеф"