Алексей БОРОДИН отмечает сегодня 70-летний юбилей
06 июня 2011
Алексей Владимирович БОРОДИН - художественный руководитель Российского академического Молодежного театра (РАМТа), профессор РАТИ, народный артист РФ, лауреат всевозможных премий. Сегодня Бородин принадлежит к старшему поколению театральных деятелей, но только по паспорту. По духу он остается одним из самых молодых, открытых к поискам и экспериментам. Возможно, "виной" тому - детские и юношеские театры, с которыми связана вся его жизнь. А может быть, творческая энергия Бородина постоянно подпитывается общением с собственными детьми и внуками? Или со студентами РАТИ (ГИТИСа), с которыми он возится, как с родными, вот уже сорок лет!
Отдав первые семь сезонов Кировскому ТЮЗу, Бородин принял на себя обязанности руководителя ЦДТ ("девичья фамилия" РАМТа) в 1980 году. Некогда замечательный театр находился в это время не в самой лучшей форме.
Бородина назначило Министерство культуры РСФСР, впрочем, в ту пору не принято было советоваться с коллективом по такому поводу. Вскоре Алексей Владимирович привлек в союзники журналиста Юрия Щекочихина, с которым сочинил спектакль "Ловушка №46, рост второй". Сюда снова потянулись зрители, появились восторженные отзывы критиков, отмечавших "Ловушку" не только как театральное, но, прежде всего, как общественное событие.
А дальше в афише, рядом с именами современных авторов, стали появляться имена Маяковского, Островского, Крылова, Диккенса, Расина, Шекспира, Гоцци, Пушкина, Гюго, Гете, Уайльда, Твена, Манна… При этом Бородин далеко не все спектакли ставит сам. Он охотно уступает место за режиссерским столиком Юрию Еремину, Владимиру Богатыреву, Елене Долгиной, Геннадию Печникову, Вениамину Смехову, Миндаугасу Карбаускису, Павлу Сафонову, Алексею Блохину, Алексею Веселкину. А в нынешнем сезоне он и вовсе предпринял беспрецедентную акцию и дал возможность шести выпускникам РАТИ самостоятельно дебютировать на сцене РАМТа в качестве режиссеров.
Вместе с главным художником Станиславом Бенедиктовым Алексей Бородин охотно приглашает на постановки других сценографов. РАМТ вообще открыт для сотрудничества с талантливыми людьми. Вот почему здесь охотно ставятся произведения Бориса Акунина, Тома Стоппарда, Николая Эрдмана, Владимира Набокова, Теннесси Уильямса, Михаила Зощенко, Евгения Шварца, Уильяма Гибсона, Антона Чехова, Николая Гоголя, Алексея Арбузова… Не говоря уже об актерах: их сюда не завлекают высокими ставками, но воспитывают, выращивают и коллекционируют, как это когда-то делали в Художественном театре. РАМТ напоминает большую, дружную семью, где каждый находит себе занятие по душе, сообразуясь, конечно, с общими интересами и собственными возможностями. Ведь театр по природе своей - искусство коллективное. Государственный или частный - все равно.
РАМТ - театр государственный, федерального подчинения. Но он собран таким образом, что может сегодня позволить себе включить в репертуар любую пьесу - от "Красной Шапочки" до "Гамлета". Потому что у него есть артисты на все случаи жизни. И в этом его неоспоримое достоинство.
Борис Покровский
"Новые Известия"