Народный художник России
Лауреат Государственной премии России
Лауреат Премии города Москвы
Лауреат Международной премии им. К.С.Станиславского
Академик Российской Академии художеств
Главный художник РАМТа.
Профессор кафедры "Технология художественного оформления спектакля" Школы-студии МХАТ.
О Станиславе Бенедиктовиче как-то написали: "Утверждать, что у Бенедиктова хорошо получаются декорации – попросту смешно". Действительно, то, что он мастер, ясно без слов.
Станислав Бенедиктов окончил Московский художественный институт им. В. Сурикова по специальности художник-живописец в 1973 году .
С 1973 по 1977 год работал преподавателем Московского художественного училища Памяти 1905 года, где в 1977 году выпустил курс театральных художников. С 1977 по 1984 был главным художником Театра Юного Зрителя им. Н. Островского (г. Киров), где оформил множество спектаклей, в том числе: "Молодая гвардия" А. Фадеева, "Снежная королева" Е. Шварца и др. За оформление спектакля "20 лет спустя" удостоен Премии ЦК ВЛКСМ Кировской области.
В 1980 году пришел в Российский академический Молодежный театр, с 1985-го по 2022 год являлся главным художником нашего театра.
Ушел из жизни 10 ноября 2022 года.
Спектакли
-
Любовь и смерть Зинаиды Райх
+
Лауреат Театральной премии "МК" в номинации "Лучший спектакль малой формы" (2019)
Премьера состоялась 27 октября 2018 года.
Первый муж, поэт Сергей Есенин, посвятил ей свое знаменитое "Письмо к женщине", начинавшееся пронзительно и горько: "Вы помните, вы все, конечно, помните"… Второй - режиссер Всеволод Мейерхольд - вылепил из нее настоящую актрису, царицу столичной театральной сцены. Зинаида Райх была одной из самых ярких и противоречивых красавиц своего времени - открытой, импульсивной, страстной, богатой как поклонниками, так и врагами. Подобно многим незаурядным личностям, она оставила по себе неоднозначную память.
В спектакле зазвучат голоса и тех, кто ее любил, и тех, кто ненавидел: в основе постановки - воспоминания, дневники и письма современников. Документальности действию добавят декорации - интерьеры Музея-квартиры Вс. Э. Мейерхольда. Однако не стоит забывать, что единственный способ рассказать подлинную историю актрисы - перейти на язык театра, закружив зрителя в вихре масок, карнавальных переодеваний и игры без правил, чтобы под занавес оставить каждого с его собственной Зинаидой Райх.
Спектакли прошлых лет
-
Демократия
+
Премьера состоялась 14 октября 2016 года.
Весной 1974-го года в Западной Германии разразился "шпионский" скандал, стоивший Вилли Брандту поста канцлера Бундестага. Оказалось, что его личный референт Гюнтер Гийом - агент министерства безопасности ГДР, глаза и уши всесильной тайной полиции Штази в высших политических кругах Бонна.
Спектакль "Демократия" по одноименной пьесе английского драматурга Майкла Фрейна - это хроника головокружительного взлета и не менее стремительного падения "Дон Кихота" европейской политики Вилли Брандта, положившего начало объединению двух Германий, рассказанная от лица его "верного Санчо Панса" Гюнтера Гийома.
Это полифоническая авантюра, где документальный, туго закрученный шпионский детектив сплетается с психологической драмой, где свои на деле оказываются чужими, а чужие неожиданно могут стать своими, где вершители судеб и герои газетных заголовков предстают перед нами простыми людьми - неуверенными, сомневающимися, живущими зачастую не своей жизнью.
Алексей БОРОДИН: "Пьеса Майкла Фрейна "Демократия" продолжает важный для меня разговор о том, что мы разучились слушать, слышать и уважать друг друга. Мы отвыкли вести диалог, отсюда - бесконечный замкнутый круг одних и тех же проблем, невозможность исправить одни и те же ошибки".
Страница спектакля на Facebook
-
Волшебник Изумрудного города
+
Премьера состоялась 7 марта 2004 года.
Лауреат Международного телевизионно-театрального фестиваля "Ожившая сказка"
Историю про девочку Элли, Трусливого Льва, Страшилу и Железного
Дровосека знают все. Это настоящая, веселая детская комедия, которая,
впрочем, будет интересна не только маленькому зрителю. Ведь это сказка о
Добре и Зле, о дружбе, о волшебстве, о необыкновенных приключениях
необыкновенных героев. Этот спектакль наверняка станет самым любимым у
детей, а родителям подарит чудесную возможность вспомнить собственное
детство.
В спектакле звучит музыка группы The Beatles в исполнении лучших оркестров мира.
Отзывы зрителей на форуме РАМТа
-
Марсианские хроники
+
Премьера состоялась 25 февраля 1999 года.
Спектакль сыграли 39 раз.
Пространство сцены наполняют стеклянные угловатые конструкции, грозно парящие во тьме, неоновые лампы, кислотные майки, пятнистый камуфляж десантников, хот-доги с кетчупом в придорожном кафе и... около 100 артистов труппы РАМТ! Бредбери, превращенный Бородиным из фантастического в психологического автора, - впервые появляется на сцене российского театра в тот самый февраль 1999-го, с которого в романе 1950-го года все и начинается.
-
Берег утопии. Часть 1. Путешествие
+
Премьера состоялась 6 октября 2007 года.
Премия Правительства России (Алексей Бородин, режиссер) (2011)
Премия города Москвы в области литературы и искусства (Алексей Бородин, Станислав Бенедиктов, Илья Исаев, Евгений Редько) (2010)
Национальная театральная премия "Золотая Маска", специальная премия жюри драматического театра (2009)
"Гвоздь Сезона" (премия СТД РФ), главный приз - "Большой хрустальный гвоздь" (2009)
Международная премия Станиславского в номинации "Событие театрального года" (2008)
Театральная премия газеты "Московский комсомолец" в номинациях:
"Эксперимент года",
"Полумэтры" - Илья Исаев, Нелли Уварова (за роли Александра и Натали Герцен)
"Лучшая женская роль второго плана" в категории "Начинающие" - Ирина Таранник (за роль Любови Бакуниной)
Театральная премия Москвы "Хрустальная Турандот" в номинации "Лучший спектакль" (2008)
"Берег утопии" - это уникальный и самый масштабный проект современного российского театра. Это первая в России постановка трилогии английского драматурга Тома СТОППАРДА. Три спектакля - "Путешествие", "Кораблекрушение", "Выброшенные на берег" - 68 актеров, 70 персонажей, 8 часов сценического действия и 35 лет жизни героев.
"ПУТЕШЕСТВИЕ". История начинается в 1833 году в Прямухино - родовом
поместье будущего анархиста Михаила Бакунина. Друзья Бакунина -
Виссарион Белинский, Николай Станкевич, Иван Тургенев - подолгу гостили в
Прямухино. Их объединял страстный интерес к немецкой идеалистической
философии. Четыре сестры Бакунина разделяют это увлечение. Жизнь молодых
людей охвачена переизбытком любви и идеализма. Их манит Германия -
родина идеализма. В 26 лет Михаил Бакунин покидает Россию. Его новый
друг Александр Герцен, который увлечен вопросами социальными и
политическими, напутствует его: "Уже не за горами то время, когда от
чистых размышлений мы перейдем к революционным действиям".
Из аннотации к английскому изданию "Берега Утопии".
Издательство "Faber&Faber", 2002 г.
Отзывы зрителей на форуме РАМТа
В 1985 году Станислав БЕНЕДИКТОВ награжден Государственной премией России за спектакль "Отверженные", в 2002 году - Орденом Почета, а также Премией города Москвы за оперный спектакль "Сорочинская ярмарка" в Московском камерном музыкальном театре им. Б. Покровского, в 2010-м - Премией города Москвы за трилогию "Берег утопии" в номинации "Произведения для детей и юношества", в 2013-м - Международной премией им. К.С.Станиславского "За вклад в искусство русской сценографии".
Станислав Бенедиктов ставил спектакли во МХАТе с Олегом Ефремовым
("Уходя оглянись", "Эльдорадо", "Призраки среди нас"), в Малом театре
("Головокружение", "Вызов") и в Большом ("Деревянный принц", "Рыцарь
печального образа", "Эскизы"), в музыкальном театре им. К.С.
Станиславского и В.И. Немировича-Данченко ("Старший сын", "Отелло"), и в
Кремлевском балете ("Наполеон Бонапарт", "Лебединое озеро", "Невский
проспект"), в Софийском оперном театре ("Снегурочка"), в Берлинском
театре "Фройндшафт" ("Крестики-нолики") и Национальном театре Рейкьявика
("Отцы и дети").
Спектакли, оформленные Станиславом Бенедиктовым занимают ведущее
место в афишах театров Новосибирска, Перми, Кирова и других городов
России.
Но творческий "тандем" Станислава Бенедиктовича и художественного
руководителя РАМТа Алексея Бородина разрушить не так уж легко. "Большой
отрезок нашей жизни мы проводим в темном зале, вглядываясь в бездну,
обрамленную портальной рамкой. В этом пространстве возникают различные
модели мира и всевозможные варианты человеческих отношений, вспыхивают
знаки высокой режиссуры. Увлеченность этим пространством объединяет нас и
позволяет нашему дружескому творческому союзу развиваться дальше", - считает Станислав Бенедиктов.
Станислав Бенедиктов в совершенстве владеет пространством удивительно
гармоничной сцены РАМТа. И не только самой сцены. Ее спокойно смогла
заменить центральная лестница фойе, на ступенях которой игралась "Береника", и даже зрительный зал, превращающийся то в цветущий вишневый сад ("Вишневый сад"), то во флорентийский замок ("Лоренцаччо").
Станислав Бенедиктов активно участвует в выставках московских
художников, во всероссийских выставках театральных художников и в
ежегодных выставках "Итоги сезона". Его картины выставлялись в Большом и
Малом Манеже, в посольстве Исландии, в Доме художника на Кузнецком
мосту и на Крымском валу, в Доме Актера.
У Тургенева есть слова: "Талант – это подробность", и вот эта любовь к
детализации, очень небольшим штрихам и нюансам присуща Станиславу
Бенедиктову. Художник убежден: "Сценическое пространство –
полноправное, насыщенное чувством и смыслом действующее лицо спектакля, и
каждая декорация должна играть, вместе с действием должна идти по
своему пути, деликатно и ненавязчиво втягивать зрителя в процесс
творчества".
Читайте также:
"
С "Берегов надежды" Станислава Бендиктова. Выставка художника в Бахрушинском музее". ("РАМТограф" № 2)
Марафон: метафора и фон / 46-я ежегодная выставка произведений московских театральных художников "Итоги сезона" (Ирина Решетникова, "Страстной бульвар")
"Берега надежды" Станислава БЕНЕДИКТОВА (Алла Михайлова, "Сцена")
Долгое плавание: о выставке Станислава БЕНЕДИКТОВА (Виктория Пешкова, "Литературная газета")
"Берега утопии и надежды": юбилейная выставка Станислава БЕНЕДИКТОВА (Ирина Решетникова)
Станислав БЕНЕДИКТОВ. Приглашение к столу (Наталия Каминская, "Культура")
О Станиславе БЕНЕДИКТОВЕ (Н.Борисова)