Заслуженный деятель искусств Татарстана
балетмейстер-постановщик, профессор РАТИ (ГИТИС)
После окончания хореографического училища Лариса ИСАКОВА поступила на балетмейстерский факультет РАТИ (ГИТИС), много лет работала балетмейстером-постановщиком в Татарском государственном театре оперы и балета, старшим преподавателем дисциплины "Искусство балетмейстера" в Казанском институте культуры, главным балетмейстером в Башкирском государственном театре оперы и балета, художественным руководителем Башкирского государственного хореографического училища.
Лариса Васильевна работала во многих театрах Москвы - в Театре им. Вахтангова и"Et cetera", в Театре на Юго-Западе, Театре на Покровке, Московском областном ТЮЗе, Театре Киноактера, Московском областном театре драмы, Учебном театре РАТИ (ГИТИСа), Театре-студии "Тест" и других.
С 1990 года Лариса Васильевна работает в РАМТе и преподает на кафедре сценического танца в РАТИ (ГИТИС).
В 2003 году за многолетний и плодотворный труд она была награждена Почетной грамотой Министерства культуры РФ и Российского профсоюза работников культуры.
В 2010 году Лариса Исакова награждена Медалью ордена
"За заслуги перед Отечеством"
II степени.
Лариса Васильевна - постановщик танцев и пластики во многих спектаклях РАМТа, среди которых "Король Лир" и "Береника", "Большие надежды" и "Марсианские хроники", "Старинные русские водевили" и "Орфей и Эвридика", "Маленький лорд Фаунтлерой" и "Победа над солнцем", "Лоренцаччо", "Тень", "Правила поведения в современном обществе", "Берег утопии", "Эраст Фандорин", "Бескорыстный убийца", дилогия "Инь и Ян", "Самоубийца", "Волшебник Изумрудного города", "Незнайка-путешественник", "Принц и нищий" и другие.
Спектакли
-
Принц и нищий
+
Премьера состоялась 24 января 2001 года.
Два мира: королевский дворец и "двор объедков". Нищий на троне и Принц, вышедший из стен замка в лохмотьях. Именно вышедший, а не выехавший в королевской карете. Потому что через маленькое окошко движущегося экипажа город не увидишь и жизнь его не узнаешь. Как же можно править государством, если ты никогда не был на "дворе объедков", где живут самые бедные подданные, и не встречал людей, чьими судьбами ты так просто распоряжаешься, решая, казнить их или помиловать? Оказывается, иногда совсем неплохо поставить себя на место другого человека, испытать те же унижения и трудности, которые испытывает он. А мечты о власти, став реальностью, порой теряют всю свою былую притягательность.
Невероятные приключения героев подтверждают известную истину: люди не рождаются королями или нищими - они ими становятся, а титулы, ранги, сословные приметы - это одежда, которую можно и поменять.
-
Проблема
+
Премьера состоялась 7 февраля 2019 года.
Казалось бы, современная наука может объяснить все. Человека уж точно! Он разобран на части и сложен обратно. Его клетки и гормоны рассортированы и разложены по полкам, как товары в супермаркете. И все-таки есть что-то, объяснению не поддающееся. Одни называют это душой, другие - сознанием, а главные герои пьесы Тома Стоппарда спорят о Проблеме. Молодые ученые из Института мозга уверены, что эгоизм и альтруизм, самопожертвование, любовь и ответственность можно рассмотреть под микроскопом. И не понимают того, что это не они исследуют Проблему, но Проблема целиком и полностью владеет ими.
Спектакли прошлых лет
-
Вишневый сад
+
Премьера состоялась 17 января 2004 года.
Приз фестиваля "Радуга" в номинации лучшая роль второго плана - Е. Редько, И. Исаев
Этот спектакль - простой и искренний разговор о том, что дорого и
понятно каждому: как важно любить, беречь и жалеть друг друга, как
трудно быть счастливым, как страшно оказаться один на один с бедой, о
том, как мы бываем ранимы и беззащитны, жестоки и самонадеянны... Герои
жили так же как и мы - на рубеже веков... Около ста лет прошло с тех
пор. Ушли в прошлое их лица и голоса. И теперь новые люди любят,
страдают, смеются, ошибаются... Изменилось ли что-то в нас за это время?
Спектакль был сыгран 109 раз.
Последний спектакль - 17 марта 2020 года.
Отзывы зрителей на форуме РАМТа
-
Берег утопии. Часть 2. Кораблекрушение
+
Премьера состоялась 6 октября 2007 года.
Премия Правительства России (Алексей Бородин, режиссер) (2011)
Премия города Москвы в области литературы и искусства (Алексей Бородин, Станислав Бенедиктов, Илья Исаев, Евгений Редько) (2010)
Национальная театральная премия "Золотая Маска", специальная премия жюри драматического театра (2009)
"Гвоздь Сезона" (премия СТД РФ), главный приз - "Большой хрустальный гвоздь" (2009)
Международная премия Станиславского в номинации "Событие театрального года" (2008)
Театральная премия газеты "Московский комсомолец" в номинациях:
"Эксперимент года",
"Полумэтры" - Илья Исаев, Нелли Уварова (за роли Александра и Натали Герцен)
"Лучшая женская роль второго плана" в категории "Начинающие" - Ирина Таранник (за роль Любови Бакуниной)
Театральная премия Москвы "Хрустальная Турандот" в номинации "Лучший спектакль" (2008)
"Берег Утопии" - это уникальный и самый масштабный проект современного российского театра. Это первая в России постановка трилогии английского драматурга Тома СТОППАРДА. Три спектакля - "Путешествие", "Кораблекрушение", "Выброшенные на берег" - 68 актеров, 70 персонажей, 8 часов сценического действия и 35 лет жизни героев.
"КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ". Вторая часть трилогии охватывает годы с 1846 по 1852. Анархист Михаил Бакунин, писатель Иван Тургенев, революционер Александр Герцен становятся очевидцами французской революции 1848 года. "Это самое счастливое время моей жизни", - говорил Бакунин, но Республика не оправдала надежд, связанных с поиском свободы и справедливости. Александр Герцен, пережив крах своих политических иллюзий и ряд личных драм, проявляет силу духа, продолжая искать пути к совершенному обществу.
Из аннотации к английскому изданию "Берега Утопии".
Издательство "Faber&Faber", 2002 г.
Отзывы зрителей на форуме РАМТа
-
Берег утопии. Часть 1. Путешествие
+
Премьера состоялась 6 октября 2007 года.
Премия Правительства России (Алексей Бородин, режиссер) (2011)
Премия города Москвы в области литературы и искусства (Алексей Бородин, Станислав Бенедиктов, Илья Исаев, Евгений Редько) (2010)
Национальная театральная премия "Золотая Маска", специальная премия жюри драматического театра (2009)
"Гвоздь Сезона" (премия СТД РФ), главный приз - "Большой хрустальный гвоздь" (2009)
Международная премия Станиславского в номинации "Событие театрального года" (2008)
Театральная премия газеты "Московский комсомолец" в номинациях:
"Эксперимент года",
"Полумэтры" - Илья Исаев, Нелли Уварова (за роли Александра и Натали Герцен)
"Лучшая женская роль второго плана" в категории "Начинающие" - Ирина Таранник (за роль Любови Бакуниной)
Театральная премия Москвы "Хрустальная Турандот" в номинации "Лучший спектакль" (2008)
"Берег утопии" - это уникальный и самый масштабный проект современного российского театра. Это первая в России постановка трилогии английского драматурга Тома СТОППАРДА. Три спектакля - "Путешествие", "Кораблекрушение", "Выброшенные на берег" - 68 актеров, 70 персонажей, 8 часов сценического действия и 35 лет жизни героев.
"ПУТЕШЕСТВИЕ". История начинается в 1833 году в Прямухино - родовом
поместье будущего анархиста Михаила Бакунина. Друзья Бакунина -
Виссарион Белинский, Николай Станкевич, Иван Тургенев - подолгу гостили в
Прямухино. Их объединял страстный интерес к немецкой идеалистической
философии. Четыре сестры Бакунина разделяют это увлечение. Жизнь молодых
людей охвачена переизбытком любви и идеализма. Их манит Германия -
родина идеализма. В 26 лет Михаил Бакунин покидает Россию. Его новый
друг Александр Герцен, который увлечен вопросами социальными и
политическими, напутствует его: "Уже не за горами то время, когда от
чистых размышлений мы перейдем к революционным действиям".
Из аннотации к английскому изданию "Берега Утопии".
Издательство "Faber&Faber", 2002 г.
Отзывы зрителей на форуме РАМТа
-
Берег утопии. Часть 3. Выброшенные на берег
+
Премьера состоялась 6 октября 2007 года.
Премия Правительства России (Алексей Бородин, режиссер) (2011)
Премия города Москвы в области литературы и искусства (Алексей Бородин, Станислав Бенедиктов, Илья Исаев, Евгений Редько) (2010)
Национальная театральная премия "Золотая Маска", специальная премия жюри драматического театра (2009)
"Гвоздь Сезона" (премия СТД РФ), главный приз - "Большой хрустальный гвоздь" (2009)
Международная премия Станиславского в номинации "Событие театрального года" (2008)
Театральная премия газеты "Московский комсомолец" в номинациях:
"Эксперимент года",
"Полумэтры" - Илья Исаев, Нелли Уварова (за роли Александра и Натали Герцен)
"Лучшая женская роль второго плана" в категории "Начинающие" - Ирина Таранник (за роль Любови Бакуниной)
Театральная премия Москвы "Хрустальная Турандот" в номинации "Лучший спектакль" (2008)
"Берег утопии" - это уникальный и самый масштабный проект современного российского театра. Это первая в России постановка трилогии английского драматурга Тома СТОППАРДА. Три спектакля - "Путешествие", "Кораблекрушение", "Выброшенные на берег" - 68 актеров, 70 персонажей, 8 часов сценического действия и 35 лет жизни героев.
"ВЫБРОШЕННЫЕ НА БЕРЕГ". Действие начинается в 1853 году в Лондоне. После краха европейских революций Лондон становится убежищем для политических эмигрантов всех национальностей, среди них Александр Герцен, его давний друг Огарев с женой Наташей. Изменилось мировоззрение Герцена - он против революций, он за реформы. Журнал "Колокол", который издавали Герцен и Огарев, имел огромное влияние в период борьбы за отмену крепостного права. Новый царь Александр II - царь-реформатор - читал "Колокол". В личную жизнь Герцена входит Наташа Огарева. Из сибирской ссылки бежит Михаил Бакунин. Взгляды Герцена и Бакунина расходятся. Бакунин - за разрушение государств, Герцен - за права личности.
Из аннотации к английскому изданию "Берега Утопии".
Издательство "Faber&Faber", 2002 г.
Отзывы зрителей на форуме РАМТа
-
Незнайка-путешественник
+
Премьера состоялась 24 сентября 1999 года.
Незнайка - любимый друг детства. Мы вырастаем, но он остается с нами,
как Винни Пух или Алиса. Из поколения в поколение передаются веселые
истории о его непомерной лжи и лени, о его таланте выдумщика и вруна. "Не мешайте мне врать!" - проговорился как-то Незнайка, и мы решили дать
ему высказаться. Смешной и яркий спектакль расскажет об удивительных и
забавных приключениях Незнайки и его друзей. Заставит смеяться и
подпевать неунывающим путешественникам. Причем это веселое и бесшабашное
настроение возникает не только у самых маленьких зрителей, но и у их
умудренных опытом и таких серьезных мам, пап, бабушек и дедушек. История
о том, как даже самое безобидное вранье всегда будет разоблачено, и
лучше совершить хотя бы несколько честных поступков, чем выдумывать
сказки про облака из киселя, рассказана создателями спектакля с чудесным
юмором и легкой иронией.
Последний спектакль - 271-й по счету - сыграли 8 апреля 2018 года.
-
Оркестр
+
Премьера состоялась 24 октября 2008 г.
Мы приглашаем вас в кафе маленького курортного городка, а может и не такого уж маленького и вовсе не курортного. Приглашаем послушать живую музыку в исполнении оркестра женских сердец. Они, как львицы, готовы вгрызаться друг в друга за свое счастье и, как тигрицы, выцарапывать его когтями. Каждая из шести историй - это бегство от одиночества, приводящее к еще большему погружению в него.
-
Тень
+
Премьера состоялась 17 октября 2003 г.
Премия "Московские дебюты" (Александр УСТЮГОВ)
Театральная премия "Чайка" в номинации "Злодей" (Александр УСТЮГОВ)
У каждого человека есть тень, но не от всякого она уходит. А тут - ушла. Оставила милого, доброго, славного Ученого и начала самостоятельную жизнь при дворе. В сети заговоров и интриг, среди министров и алчных служак. Там, где говорят: "У вас очень странное лицо. Когда вы говорите, то кажется, будто вы не лжете"… Почти реальная история о предательстве и дружбе. Спектакль как зеркало. Или как дверь, которая открывает то, что мы скрываем, прячем подальше, закрываясь масками повседневности. В спектакле "Тень" Юрия Еремина тесно переплетены черное и белое. И зрителю остается понять, какую сторону выбирает он - сторону Тени или Ученого.
-
Жизнь впереди
+
Премьера состоялась 30 января 1993 г.
-
Береника
+
Премьера состоялась 21 сентября 1993 года.
Спектакль был сыгран 111 раз.
Классическую трагедию худрук РАМТа ставит на огромной мраморной лестнице театра, которая и сама становится действующим лицом спектакля.
"Пространство сцены - самое таинственное и прекрасное, что только есть. Именно там я начинаю дышать, именно там чувствую свободу. Наша профессия и есть создание мира в пространстве. Найти театральное выражение через игровое пространство, которое будет наполняться и населяться людьми".
Алексей Бородин
-
Великаны и козявки
+
Премьера состоялась 22 сентября 2001 г.
-
Победа над солнцем
+
Лауреат премии "Золотая маска" в номинации "Новация" (1999)
Премьера состоялась 1 ноября 1997 г.
Этот спектакль - не реконструкция спектакля 1913 г. (музыка М.Матюшина, сценография К.Малевича).
Режиссер Александр Пономарев вместе с молодыми артистами попытался создать эту оперу заново, сделать спектакль с новой музыкой и новым оформлением.
Александр Пономарев для своей постановки выбрал эпиграф из стихотворения Игоря Терентьева "ХРRЩ":
Футуризм меня перестал беспокоить
Это будет и с вами наднях
НО потом опять что нибудь нетакое
НО вая западня
ссСилой как эротобесия
кто нибудь закупоренный опять закричит
ВМИРЕ в Мире В мире ВЕСЬ Я
ииром из меня соЧит
Текст оперы не для чтения. Это произведение о сотворении своего мира. Этот мир создается на глазах у зрителей. "Победа над солнцем" - очень театральная пьеса.
"Спектакль - похороны утопической перспективы, единственно
возможной для русских футуристов начала века. Но устроить
веселую, отчасти скандальную потеху на похоронах - значит,
сотворить сугубо "футуристическое" по смыслу и пафосу действо".
Александр Соколянский, "Новый русский гид", 1998
-
Большие надежды
+
Премьера состоялась 18 ноября 1994 года.
Спектакль сыграли 55 раз.
Роман Диккенса публиковали короткими фрагментами в журнале "Домашнее чтение". Алексей Бородин продолжает традицию и создает спектакль так, словно перечитывает любимую книгу.
-
Бескорыстный убийца
+
Премьера состоялась 17 февраля 2004 г.
-
Маленький лорд Фаунтлерой
+
Премьера состоялась 25 мая 1996 г.
-
Марсианские хроники
+
Премьера состоялась 25 февраля 1999 года.
Спектакль сыграли 39 раз.
Пространство сцены наполняют стеклянные угловатые конструкции, грозно парящие во тьме, неоновые лампы, кислотные майки, пятнистый камуфляж десантников, хот-доги с кетчупом в придорожном кафе и... около 100 артистов труппы РАМТ! Бредбери, превращенный Бородиным из фантастического в психологического автора, - впервые появляется на сцене российского театра в тот самый февраль 1999-го, с которого в романе 1950-го года все и начинается.
-
Предложение. Юбилей
+
Премьера состоялась 25 сентября 1994 г.
-
Модная лавка
+
Премьера состоялась 26 сентября 1997 г.
-
Елена Премудрая
+
Премьера состоялась 5 апреля 1995 г.
-
Король Лир
+
Премьера состоялась 25 января 1992 года.
Спектакль был сыгран 46 раз.
"Король Лир" в РАМТе отсылает к Брехту, Козинцеву, Стрелеру и приемам восточного театра одновременно. А содержание шекспировской трагедии в начале 90-х оказывается болезненно современным: старшее поколение несет личную ответственность за происходящее. Лир Юльена Балмусова сам виновен в том, что произошло с ним, его дочерями, его страной.
"История короля, потерявшего свои владения, обогатилась еще одним, чисто театральным смыслом - она тасовала и итожила огромный багаж мировых и отечественных шекспировских интерпретаций".
Наталья Каминская