Лаборатория по поиску новых форм коммуникации
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Лаборатория по поиску новых форм коммуникации

      


В преддверии 100-летнего юбилея, который состоится в 2021 году, мы запустили междисциплинарную Лабораторию по поиску новых форм коммуникации театра с современными детьми и подростками.
Цель проекта - обновление театрального языка диалога со зрителями.
Особенность проекта - отсутствие жанровых рамок, возрастных/цеховых ограничений участников и только один критерий отбора: создать то, чего еще никогда не было.

УЧАСТНИКИ - представители любых театральных специальностей с высшим образованием и опытом работы в театре/независимых проектах: режиссеры, драматурги, художники, композиторы, хореографы. Приветствуются междисциплинарные тандемы и смешение видов и жанров художественного высказывания (в том числе социальные/образовательные проекты, спектакли без участия актеров, с участием актеров-непрофессионалов, зрителей и др.).

Предлагаемый проект должен быть создан специально для Лаборатории РАМТа и ранее не принимать участия в других конкурсах и лабораториях.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ
С 1 по 30 сентября - прием заявок, предварительный отбор участников;
15 октября - 1 ноября - индивидуальные собеседования с авторами отобранных заявок;
1 ноября - 1 декабря - репетиции на площадках РАМТа с необходимым материально-техническим обеспечением;
20 декабря – показы результатов Лаборатории для зрителей.


Безусловными фаворитами в мультижанровых поисках участников стали многочисленные вариации театра site-specific: триллер-променад и парад-демонстрация из мира детских фантазий; литературный лабиринт и инсталляция ощущений войны; квест по пьесам class-act и иммерсивная бродилка по миру слепо-глухих. Авторы заявок активно откликнулись на призыв Лаборатории о расширении границ театра для детей и подростков в сторону междисциплинарности, смело скрещивая известные и изобретая новые форматы театрального диалога. Так в числе идеей новых форм коммуникации прозвучали: лаборатория звука, первый опыт священного театра, кукольный док, ипровопера и инсталляция текста, иммерсивная клоунада, фэшн-воркшоп-дефиле, сенсорный беби-мюзикл, лаборатория перформанса и многое другое.

На выбор художественного совета Лаборатории влияла сумма факторов: от новаторства формы и профессионального опыта автора - до технической и финансовой доступности реализации замысла. В лонг-лист Лаборатории вошли авторы, чьи идеи вызвали наибольший интерес организаторов и будут рекомендованы для дальнейшей разработки:
• Дмитрий Крестьянкин "Деревня и я", социальный проект
• Георгий Сурков "Жажда человечности", вербатим из жизни молодого человека по рассказам английских писателей ХХ века
• Татьяна Ларина и Мария Огнева "Поиски свободы", коллаборация жанров
• Анастасия Чацкая "Русские сказки. Монологи", пьеса в жанре story-telling
• Евгения Ржезникова "Война и мир", полудокументальный спектакль
• Даниил Обухов "TARGGET-31e", перформанс по пьесе М.Досько
• Петр Волков и Михаил Плутахин "Несказки", живое кино с элементами теневого театра
• Ярослав Францев - иммерсивный променад по мотивам советских пластилиновых и рисованных мультфильмов Гарри Бардина
• Александра Ловяникова "Морж, учитель и поэт" по книге А.Гиваргизова, sound-drama для малышей
• Евгений Худяков и Екатерина Корабельник "Калечина-Малечина" по повести Е.Некрасовой, "музыкальная трагедь"
• Светлана Пахомова - Лаборатория трудных подростков
• Марта Райцес "Колибри-печаль", психотерапевтический спектакль
• Анна Бычкова "Глазами лошади", бытовая антиутопия по пьесе М.Райцес
• Елена Горина "Калининград-Владивосток", спектакль-путешествие для всей семьи
• Николай Берман "Друг мой РАМТ", иммерсивный спектакль о театре
• Анна Бесчастнова "В клетке", путешествие по зависимости
• Екатерина Гаева "Мне на месте не сидится", бэби-среда
• Бениамин Коц "В какую сторону?", спектакль-настольная игра
• Тарик Бурнашев "Проект 404", танцевальный перформанс
• Ленара Гадельшина "Под люстрой", sound-travel по театру
• Галина Самозванцева и Елена Герман "Три сказки", интерактивный спектакль
• Алексей Кокорин "Как перестать беспокоиться и начать жить", инстаграм-спектакль для интровертов
• Сергей Аронин - Проект литературного клуба
• Тимофей Ткачев "Король Матиуш Первый", ролевая игра


"Нужны новые формы? - Необходима лаборатория. Главный режиссер РАМТа Егор Перегудов и куратор лаборатории театровед и завлит театра Мила Денева обратились к широкому кругу коллег-профессионалов в преддверии 100-летия театра. Их, конечно, поддержал художественный руководитель Алексей Бородин, который говорит о необходимости регулярно "проветривать пространство" и "включать в круг своего внимания, что ускользает из репертуарного круговорота". Создать то, чего не было - такова была задача, если сформулировать ее коротко. Так началась лаборатория скорее ради осознания процесса, чем результата. В итоге получилось пять эскизов для подростков и взрослых".

"Прежде всего, это было, действительно, интересно. Предполагая поначалу посмотреть лишь часть эскизов, а затем убежать по другим делам, в итоге перенесла все прочее и осталась на лаборатории до конца".

"Мы влюблены в пространство РАМТа, огромное, эклектичное, помпезное, с которым приходится считаться каждому входящему, - говорит Ленара Гадельшина. - Удивительно, как пространство, созданное в XIX веке по образцам театров XVII века, определяет самоощущение современного человека. В парадном фойе всегда хочется выпрямиться, говорить тише, а кроссовки кажутся жутко неместными. Это влияние пространства и его истории на зрителя и художника интересовало нашу команду больше всего".

"За основу истории мы взяли простейший сюжет про Курочку Рябу, - рассказывает Михаил Плутахин. - Русские сказки глубоко символичны, о чем прекрасно рассказывала в своих лекциях литературовед Софья Агранович. В том числе она говорила и о золотом яйце. Золото - это вообще-то символ смерти. Если перенести эту символику в нынешний день, мы получим историю о наших современниках, которые отчаянно борются за молодость и богатство. Но в этой гонке люди всегда теряют нечто важное. Каждое поколение испытывает ценности на прочность, стремится нащупать нечто настоящее - по сути, найти то самое «не золотое, а простое» яйцо. Предметный театр нравится мне своей честностью: он такой, какой есть. Он учит не насиловать объекты, смыслы, людей и пространство. Здесь не обязательно анимировать бумагу, можно просто вдохнуть ее запах, посмотреть, как она двигается. Ты всегда отталкиваешься от того, что имеешь. По сути, ничего нового в этом нет. Вообще не существует никаких новых форм. Надо просто заниматься тем, что нравится, отвечать для себя на важные вопросы. Все мы в этом смысле эгоисты. Но, конечно, большая радость - встречать единомышленников. Сначала ты один, потом вас двое, потом целая команда, потом приходит зритель, приводит другого, и так постепенно складывается круг людей, у которых есть нечто общее. Лаборатория РАМТа дала нам возможность впустить в себя больше зрителей, взаимодействовать с артистами и пространством. А это шанс развиваться, за который мы очень благодарны".

"Лаборатория РАМТа посвящена новым формам, но мне кажется, в театре было абсолютно все, - говорит Дмитрий Крестьянкин. - Вот и здесь мы видим привычную форму вербатима. В чем новизна? Наверное, в том, что в этом проекте мы хотели показать скрытое, невидимое, позволить говорить тому, кто лишен этой возможности в силу обстоятельств. В данном случае деревенским детям. Я сам когда-то жил в сельской местности, и мне интересно, что происходит там сейчас. На самом деле в какой-то момент мы поняли, что эта история не про подростка и деревню, а про человека и мир. Изначально мы хотели, чтобы ребята сами рассказали о себе и о своей жизни, поделились размышлениями, но пока этот замысел неподъемен с точки зрения экономики. Очень надеюсь, что в будущем он все же осуществится".

"Текстом для спектакля стали подлинные интервью с участниками истории. Исключение составляют только сотрудники СОБР, которые произошедшее, конечно, не комментировали, - рассказывает Татьяна Ларина. - Также от журналистов почти совсем закрылась семья Кати Власовой. При монтаже мы старались объять всю историю, чтобы у зрителей сложилось представление о том, что случилось на самом деле. Мы также собирались устроить интерактивное общение со зрителями через социальные сети, но в последний момент не решились на этот ход: понимая формат лаборатории, мы старались быть максимально краткими. Однако от замысла развивать спектакль в этом направлении мы не отказываемся".

Алексей Бородин, художественный руководитель РАМТа:
- Мы не будем давать оценок, тем более что никаких оценок не существует. Все, что мы можем, - это поделиться мнениями.
Большой интерес, безусловно, представляет аудио-прогулка по театру. Мне, например, очень понравился рассказ про Валентину Александровну Сперантову: буквально три-четыре фразы - и перед нами оживает этот замечательный человек.
Я совершенно завороженно наблюдал работу с предметами в эскизе "Несказки" и очень радовался, что наши артисты так в нее включились.
Деревенская тема своей неожиданностью задела, наверно, всех. К нашему стыду, сегодня она так мало изучена. На мою молодость пришелся взрыв деревенской прозы, и вот сегодня, в попытке отыскать что-то новое, мы вновь едем в деревню и с удивлением обнаруживаем там живой источник, которого нам всем так не хватает.
Инстаграм-спектакль особенно интересен тем, что рождает ощущение театра здесь и сейчас.
Что касается псковской истории, она оказалась меж двух огней: с одной стороны, зрители советуют сделать из эскиза форум-театр, с другой, работа претендует на то, чтобы быть просто спектаклем.
Мне не хочется рассуждать на тему, что из всего перечисленного ближе РАМТу. Страшно боюсь таких вопросов, потому что в моем понимании РАМТу близко все, что связано с человеком. Просто это должно быть честно - и с художественной точки зрения, и с человеческой. Никакого расчета здесь быть не может. И мне кажется, самое ценное в этой лаборатории то, что люди участвовали в ней бескорыстно. Это были высказывания на темы, которые задевают. Мне кажется, театру необходимо такого рода «броуновское движение»: без него все останавливается. И я бесконечно благодарен всем за колоссальную проделанную работу.

Егор Перегудов, главный режиссер театра:
- По своей сути театральная лаборатория не дает моментального эффекта: как и в фундаментальной науке, здесь можно рассчитывать только на отсроченный во времени результат. Поэтому для нас важен был сам процесс. Мы не ставили задачи создать спектакли, которые могли бы впоследствии пополнить репертуар театра, и мне кажется, это всех освободило от необходимости конкурировать, добиваться, выигрывать… Просто у ребят был театр, была возможность работать с артистами. И сегодня я лично сделал для себя несколько больших открытий по поводу того, из какого нюанса или материала может рождаться театр. Мы прожили насыщенный день, над которым будем размышлять еще очень долго.


Читайте также:

Эскиз Дмитрия Крестьянкина и Элины Петровой "Деревня и я" был сыгран в Черной комнате еще дважды. "Это портрет современных подростков России. Да и не только современных. Ловила себя на мысли, что узнаю своих друзей и недругов из детства золотого, которому уж скоро бог знает сколько лет...." - писали зрители.

scroll top