РАМТ. Официальный сайт. Пресса
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Театральная пл., д. 2
Тел.: +7(495) 692-00-69
+7(495) 692-18-79
А А А

Пресса о спектаклях

Деревня и я

31.10.2021

Маленькое большое, далекое близкое, простое сложное

Театр To Go ГЛАВНАЯ НОВОСТИ РЕЦЕНЗИИ СТАТЬИ ИНТЕРВЬЮ ПОДБОРКИ ФОТОРЕПОРТАЖИ О ПРОЕКТЕ ПОМОЧЬ ПРОЕКТУ РЕКЛАМА Маленькое большое, далекое близкое, простое сложное: "Деревня и я" на фестивале "Балтийский дом" Post author:Алена Мороз Запись опубликована:21.10.2021 Post category:РЕЦЕНЗИИ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР "Деревня и я" - результат РАМТовской лаборатории по поиску новых форм коммуникации театра с подростками. Режиссер Дмитрий Крестьянкин и драматург Элина Петрова в ее рамках побывали в нескольких деревнях и поговорили там со школьниками от 12 до 17 лет. Эти интервью легли в основу не просто документального спектакля, но целого социального проекта: на средства, собранные дополнительно к продаже билетов, ребят-героев привозят в столицу и устраивают им чаепитие с московскими сверстниками. фото с сайта РАМТа На что это похоже? На проекционных экранах за спинами актеров - очевидные и очевидно унылые картинки российской глубинки (разбитые дороги, изба в бурьяне, пузатая колокольня) и краткие сведения о пунктах пребывания (название, удаленность от Москвы и количество населения: от 500 до 10 тысяч). Сегодня мы побываем в семи поселках, а Сергей Печенкин и Нелли Уварова станут нашими провожатыми в путешествии по причудливом миру российской деревни, где уже в 140 километрах от Москвы - другая планета, и нет не только дорог, но и кафе, и даже "Пятерочек", привычных горожанину примерно как собственный нос. фото с сайта РАМТа "Деревня и я" - это вербатим, то есть монологи реальных людей в исполнении актеров. Разница в возрасте вкупе с предельной условностью действия (всей сценографии - стол и два стула, а костюмов - пара черных толстовок) дают удивительный эффект: ты не только фокусируешься на тексте вместо того, чтобы разглядывать реального ребенка, ты действительно видишь его в неуловимых деталях - жестах, взглядах, особенностях артикуляции. Настолько, что в какой-то момент ловишь себя на том, что широко улыбаешься Жене из Взвада или хочешь обнять Кирилла из Малой Вишеры. Потому что их проблемы и заботы понятны тебе, ведь русская деревня не больно-то и отличается от города. И концентрация супермаркетов и барбер-шопов здесь не принципиальна, тем более, что у большинства нынешних москвичей за плечами лежит условная провинция если не без "Пятерочек", то без дорог. Так оказывается, что это путешествие - не столько по сельской местности, сколько по миру подростков, далекому, но неожиданно близкому. фото с сайта РАМТа Они растут и меняются, стремятся в будущее и побаиваются его. "Трудно жить в городе?" - спрашивает Саша из Сабуро-Покровского, и эхом отдается собственное "трудно быть взрослым?", когда-то с замиранием сердца подуманное. Они воображают, кем хотели бы стать, и строят планы, иногда при этом повторяя слова старших родственников. Так Вадим из Ильинского надеется пожить подольше, чтобы последить за развитием технологий, грустит, что австралийцы раньше него изобрели лекарство от рака, хочет быть футболистом и артистом, но поступать собирается в военное, потому что "будет хорошая зарплата, что, наверное, самое главное сейчас, будет пенсия потом, квартира будет". Они хотят изменить мир (например, избавить его от мусорных гор). Они развлекаются как могут ("Зачем мы это делаем? А что еще в деревне делать?" - это после азартного описания способов поджечь что-нибудь, чтобы бабахнуло). Они фантазируют ("А что там, за горизонтом? До горизонта дойти нельзя, нельзя посмотреть"). Они говорят что думают ("Я у вас был, в городе. Вы не обижайтесь, но мне что-то не понравилось"). В общем, они такие же, каким был когда-то каждый взрослый, даже если забыл об этом. фото с сайта РАМТа Они не стесняются говорить о семье и школе, драках и любви. И настолько велика их открытость (аплодисменты команде, которая нашла подход и установила контакт), и настолько широк диапазон тем - от семейных неурядиц до национализма - что у очередной вешки понимаешь: это и не про детей вовсе, это про всех людей. Потому что неважно, 15 тебе или 45 - ты любишь свой дом и стесняешься чего-то в нем, веришь во что-то и противишься давлению, переживаешь, что твое время ушло, на что-то надеешься, боишься неизвестного, сетуешь на госполитику, страдаешь от несправедливости и сам бываешь несправедлив. фото с сайта РАМТа Отвернувшись к стене, актеры время от времени хором озвучивают реплики взрослых. Одна из них - отповедь то ли директора, то ли завуча: "Вы поступили непедагогично, дав этим детям камеру. Это не те дети, которым можно давать камеру". И мысль о том, что бывают какие-то неправильные, "не те" - нет, не дети! - люди, больно отдается внутри. Даже если изъять ее из контекста, где мальчик Кирилл, про которого говорят "оторви и выбрось, отец сидел, и он сядет", тащит на себе дом, потому что его мама - инвалид, а на учет попал за драку, в которой был не виноват - и в целом самый обычный шалопай, которого не понимают, потому что не хотят. Зачем это смотреть? Общение - это лучшая профилактика нетерпимости. Толерантность развивается, когда ты общаешься с представителями других возрастных и социальных групп, с людьми иной национальности / конфессии / ориентации и так далее, и понимаешь, что у них нет хвостов и рогов, зато есть чувство юмора, мечты, проблемы и резоны поступать так или иначе. Поэтому смотреть этот спектакль стоит уже для того, чтобы внести свой пусть крошечный, но вклад в установление новых контактов и помочь на мгновение стянуть удаленные не столько географически, сколько психологически точки нашей страны. фото с сайта РАМТа Но ничуть не менее важно то, о чем напоминает это маленькое, но такое большое и насыщенное путешествие. Все мы похожи: в каждой точке на карте России, даже если там один-единственный фонарь, есть военный мемориал, церковь и школа. В каждой школе были и есть хулиган и кокетка, футболист и отличница, девочка-активистка и мальчик, который хорошо рисует. При этом все мы разные: выросли в разных семьях, развлекаемся по-разному, любим разную музыку, по-разному представляем себе счастье. Поэтому понять другого - неважно, откуда он и сколько ему лет - бывает сложно. Хотя на самом деле просто. Стоит только захотеть. Театр ToGo
Подробнее
Театр To Go
Автор: Алена Мороз
24.10.2021

Деликатный документальный театр

...основной зритель РАМТа, конечно, столичный человек, для которого сегодняшняя деревня - это место малоизвестное. Здорово, что создатели совершенно не относятся к своим героям как жителям экзотического острова, не рассматривают их через лупу, как диковинных насекомых. Мы не сталкиваемся в этом спектакле с чем-то из ряда вон выходящим, наоборот - тут все абсолютно нормально, как везде. Это документальный театр повседневности, и, думаю, это принципиально.
Подробнее
Петербургский театральный журнал
Автор: Евгения Тропп
09.05.2021

Палатка с шаурмой и 20 тысяч зарплаты

Джинсы, толстовка, кепка, наушники и рюкзак - вот и готов собирательный образ современного подростка. Но актерам при этом удается создать удивительное многоголосие, где говорят и Кирилл из Малой Вишеры Новгородской области, и Лера из Головтеево Калужской области и Вадим из Ильинского в Тверской...
Подробнее
Дни.Ру
Автор: Феликс Грозданов
09.02.2021

Подростки на селе, или документальная искренность

Камерный спектакль в Черной комнате одновременно похож и не похож на театр, который мы привыкли видеть на сцене РАМТа. Главное отличие состоит в том, что в основе лежит не литературное произведение, а документальный материал, собранный в результате экспедиции в Калужскую, Новгородскую, Тверскую, Тамбовскую и Нижегородскую области и оформленный драматургом Элиной Петровой в общий текст. Ну а несомненное сходство с остальным репертуаром театра обнаруживается в интонации: "Деревня и я" - это честный диалог со зрителем любого возраста.
Подробнее
Театр To Go
Автор: Мария Крашенинникова-Хайт
09.02.2021

Первый вербатим в РАМТе. Честно, пронзительно, важно

Одиннадцать судеб, одиннадцать честных рассказов и порой жесткое взрослое эхо, даже не смотрящее в глаза зрителю. Учителя, директора, со своим, иногда уже замылившимся взглядом на этих детей, дают нам свою оценку. И ты уже совершенно по-иному воспринимаешь тот или иной монолог. То, что вначале планировалось как история подростка и деревни, выросло в гораздо более объемный разговор.
Подробнее
Портал LOCALDRAMAQUEEN
Автор: Ольга Шишорина
08.02.2021

ЧУПА.РФ

Подростки российских деревень ощущают себя кем-то вроде полярников на льдине - связь с Большой землей есть, но в основном по интернету. Для интернета снимают видеосюжеты: "вы заходите Вконтакте на наш канал ЧУПА.РФ". После спектакля мальчик лет двенадцати подойдет к артистам и протянет бумажку с ручкой: напишите, пожалуйста, название. Они напишут.
Подробнее
"Театрал"
Автор: Ольга Егошина
03.02.2021

Деревня и Жан-Батист Булгаков

Последние столичные театральные события обосновались на полюсах. С одной стороны, "театр театрыч" - "Мольер, avec amour" в "Табакерке", с другой - принципиальный "нетеатр" (то, что называется "вербатим") - "Деревня и я" в РАМТе, а посередине наш привычный мир, где, по мысли Шекспира, все мы актеры. К какому полюсу прибиться - вопрос желания и возможностей.
Подробнее
"Известия"
Автор: Светлана Наборщикова
02.02.2021

РАМТ нашел героев в глубинке

…И тут становится неловко сидеть в мягких креслах в роскошном здании театра посреди залитой огнями Москвы. И хочется, чтобы этот почти готовый спектакль посмотрели столичные подростки, а главное, чтобы его каким-то образом смогли увидеть сами герои. Это важный социальный проект, дающий голос тем, кого мы не знаем, не слышим. И эта забытая театром миссия из прошлых веков в итоге оказывается важнее любых новых форм.
Подробнее
"Московская правда"
Автор: Галина Снопова
02.02.2021

Кому кого жалеть? Детей деревни пора услышать

Когда ты не можешь чего-то достичь или тебе отчего-то больно, попробуй это прокричать или заявить со сцены. И тебя обязательно услышат - честное слово, обязательно. Услышат и задумаются - над твоей жизнью, да и над своей тоже.
Подробнее
"Клаузура"
Автор: Наталья Косякова
31.01.2021

Нелли Уварова выступила от имени девочек, живущих в деревне

Деревенские дети давно не те, что прежде. Внешне их вообще не отличить от городских: те же стрижки и одежда, мобильные телефоны и Instagram. Они ведут видеоблоги, снимая то, что происходит с ними, иногда всякую ерунду. Когда их спрашивают: "Зачем вы это делаете?" - отвечают: "А что еще делать в деревне?.."
Подробнее
"Московский комсомолец"
Автор: Светлана Хохрякова
scroll top