Горе от ума, или 200 лет спустя
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Театральная пл., д. 2
Тел.: +7(495) 692-00-69
+7(495) 692-18-79
А А А

Горе от ума, или 200 лет спустя

Кликните на картинку для увеличения
09.02.2021
"Чацкий любит Софью,
которая любит Молчалина,
который любит Лизу,
которая любит буфетчика Петрушу,
который любит Фамусова,
который не любит ничего живого и прогрессивного!"
Юлий Ким

Художественный руководитель РАМТа Алексей БОРОДИН обратился к сценической поэме Александра Грибоедова впервые, хотя желание воплотить на сцене свой взгляд на "Горе от ума" у режиссера созрело уже давно. За 200 лет пьесу ставили бесчисленное количество раз. Многие поколения школьников учили наизусть монолог Чацкого, а крылатые фразы навсегда вошли в культурный код интеллигентного человека. Спектакль Алексея Бородина еще раз показал, как современен текст Грибоедова, насколько живучи его образы. Мы снова и снова обнаруживаем вокруг себя персонажей "фамусовского общества", а иногда, если повезет, невесть откуда налетевшего, неудобного, трагически одинокого Чацкого.

Ах, как хочется иногда взять, да взбаламутить окружающее болото, разогнать тину, перевернуть все вверх дном, открыть все окна и впустить в свою жизнь свежий ветер, чтобы дышалось легко! Спектакль Алексея Бородина смотрится на одном дыхании. Действие не помещается на сцене, персонажи периодически оказываются то в зрительном зале, то в ложе. Белые легкие декорации подвижны и постоянно меняют свое положение. Сверху спускаются белоснежные колонны. Карета необыкновенной красоты - изысканный образец творчества театральных мастеров-декораторов - живет на сцене как отдельный персонаж. Думаю, такие работы должны быть именными. Карета участвует в общем движении, пропуская сквозь себя все и всех, а в нужный момент становится местом распространения слухов о сумасшествии Чацкого. В завершение все представители фамусовского общества покинут сцену, пройдя сквозь нее. Такая волшебная дверь для перехода всего отжившего в прошлое.

А пока на сцене появляется главный персонаж. Он сходит откуда-то сверху, то ли с покоренной только что вершины, то ли спускается по трапу самолета. Высокий, в размашистом пальто, с немного растрепанной нездешними ветрами прической. Из своих дальних странствий он приносит с собой дух свободы. Дух который невозможно заставить молчать. Слишком сильны чувства, слишком остер ум, слишком ярки контрасты. Таким предстает перед нами Чацкий в исполнении Максима КЕРИНА. Кто же он, этот первый из лишних людей русской литературы? В этом образе исследователи творчества Грибоедова находили сходство с Чаадаевым, Кюхельбекером и даже с лордом Байроном. Все они были изгнаны из своего общества, отвергнуты, как носители вредного вольнодумства, как новаторы, враждебные скрепам и устоям.

Общее впечатление от спектакля - очень живой, будоражащий, актеры играют легко и вдохновенно, взаимодействуют безукоризненно. Заслуженный артист России Алексей ВЕСЕЛКИН представил нам современного, подтянутого, молодящегося Фамусова, в котором угадывается искорка былого свободомыслия. Характерный штрих его образа, выдающий в нем черты поэта - шарф, который он все время пытается спрятать под пиджаком, а тот никак не поддается. Теперь он заматерел и устоялся, оброс связями, выстроил свой уютный мир и сделает все, чтобы сохранить этот мир в неприкосновенности, но видно, что таким он был не всегда.

Хочется отметить великолепную актерскую работу Дарьи СЕМЕНОВОЙ. Озорная Лиза, прекрасная в своей простоте, абсолютно неотягощенная нравственными терзаниями. Очень настоящая, близкая и понятная сегодняшнему поколению.

Сцена бала демонстрирует нам галерею портретов представителей "фамусовского общества". Вот Платон Михайлович в исполнении Ивана ВОРОТНЯКА - когда-то отчаянный удалец, а нынче подкаблучник, не смеющий возразить жене даже в мелочах. Вот полковник Скалозуб - "созвездие маневров и мазурки". "Он слова умного не выговорил сроду", зато жених завидный - "и денежный мешок, и метит в генералы". Прекрасен Дмитрий КРИВОЩАПОВ в роли члена "секретнейшего союза" - пустозвона Репетилова. Особое место занимает княгиня, властная и непоколебимая женщина с железным голосом - она лишь поднялась на сцену, гордо неся себя и тут же стало понятно, кто здесь милует и казнит, дарит или уничтожает одним взглядом. Бесконечной харизмой наградила свой персонаж народная артистка России Лариса ГРЕБЕНЩИКОВА. Роль Антона Антоновича Загорецкого, "отъявленного мошенника", красноречивого льстеца и сплетника, мастера производить впечатление на барышень, блестяще сыграл народный артист России Алексей БЛОХИН. И наконец, незаметный, улыбчивый Молчалин. Герой Даниила ШПЕРЛИНГА вовсе не глуп. Он отлично знает, чего хочет, и шаг за шагом, ступенька за ступенькой идет к своей цели. Где-то прогнется, где-то услужит, если нужно, пройдет по головам, а то и по трупам, но дойдет обязательно, будьте уверены! Не даром в финальной сцене он единственный, кто победно улыбается!

Это общество резко оттеняет чужеродность Чацкого. Трагедия Чацкого в неспособности, скорее даже в нежелании находить общий язык ни с кем. Он возвращается по зову сердца к любимой девушке, ждет встречи с Фамусовым. Но за три года изменился не только Чацкий, изменились и когда-то близкие ему люди - Софья и ее отец. И векторы этих изменений противоположны. Пути навстречу необходимо искать, отношения строить, но Чацкий не слышит никого, кроме себя, не видит ничего, кроме недостатков, достойных осмеяния. И этим обрекает себя на одиночество. Отметая отжившее, нельзя забывать, что мы все родом из прошлого, мы не свалились с неба. Люди, с которыми у Чацкого такие непримиримые противоречия, с кем он так горячо спорит, и есть та среда, из которой он вырос.

Параллели с современностью очевидны. Действительность сама вторгается в спектакль. Например, первое появление Чацкого, его спуск по самолетному трапу, а затем его уход тем же путем, придумано и отрепетировано задолго до прилета главного оппозиционера страны. Может быть это случайность? Или грядущие события настолько витают в воздухе, что человек в состоянии творческого озарения способен уловить их черты еще до того, как они произойдут? Как актуально звучит сегодня реплика Скалозуба о проекте школ, где будут "учить по-нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий". А классический монолог Чацкого "А судьи кто?" кажется написанным не далее как вчера, на злобу дня! По словам режиссера, "театр обязан жить сегодняшней жизнью и реагировать на то, что происходит вокруг" и, в то же время, "призван поднимать в человеке индивидуальность".

Самый главный вопрос для Чацкого и для нас, спустя 200 лет: что дальше? Найдется ли где-нибудь "оскорбленному чувству уголок"? По мнению Алексея Бородина, этого уголка, где человек мог бы почувствовать себя свободным, не существует. "Просто надо работать и всегда оставаться свободным в несвободных обстоятельствах". Алексей Бородин показывает нам Фамусова под совершенно новым углом: "У меня вообще есть ощущение, что Фамусов по-своему спасает Чацкого, подталкивая его к отъезду. Противоречия - это самое интересное. Я убежден: когда мы поймем, что жизнь - это противоречия, тогда и начнем нормально жить. Работать вместе, несмотря на противоречия". И эти слова режиссера дают надежду на будущее и реальный выход.

Напоследок еще одна цитата Бородина: "Поразительным образом Александр Сергеевич Грибоедов протягивает нам руку помощи, к тому, чтобы оставаться самим собой, не изменять себе". Вердикт однозначный: смотреть всем, чтобы дать себе шанс выучить когда-то пропущенный урок. Урок свободы личности.
Светлана Уварова
Русский блоггер
scroll top