"Лысая певица" в РАМТ: какой прелестный сюр!
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Театральная пл., д. 2
Тел.: +7(495) 692-00-69
+7(495) 692-18-79
А А А

"Лысая певица" в РАМТ: какой прелестный сюр!

Кликните на картинку для увеличения
27.10.2020
Черная комната РАМТ открыла этот сезон своей первой премьерой - дебютную пьесу Эжена Ионеско "Лысая певица" поставила Екатерина ПОЛОВЦЕВА, хорошо знакомая как преданным зрителям Молодежного театра (на Большой сцене с блеском идет ее "Черная курица" по Погорельскому, а на Маленькой - "Дом с башенкой" Горенштейна), так и любому театралу. Кстати, почти год назад мы брали интервью у Екатерины в честь выпуска "Венецианского купца" в МХТ имени Чехова.

Кто же такая Лысая певица? Если честно, мы никогда этого не узнаем. Исходно пьеса называлась "Английский без труда", и вдохновило Ионеско на ее написание изучение английского языка по методу Assimil (запоминание целых предложений). Он был впечатлен прописными истинами о том, что "потолок наверху, а пол внизу", а затем в учебнике появились и некоторые персонажи будущей пьесы - мистер и миссис Смит, а также их служанка Мэри. Так родилась пьеса, в которой все говорят штампами, не пытаясь ни вложить смысл в свои слова, ни понять собеседника. Это диалог слепого с глухим, комичный до невозможности и возведенный в абсурд.

Перед нами гостиная некого английского дома в пригороде Лондона: вроде бы все обычно, два кресла, кушетка, телевизор и настенные часы. Только часы живые, телевизор, как сейчас бы мы сказали, мастер контекстной рекламы, а сами герои присутствуют словно в двух измерениях: благочестивые внешне и буквально через минуту уже существующие в традициях фильмов ужасов начала двадцатого века - выпученные глаза, экзальтация, нарочитые движения. Меняется освещение, меняются звуки, буквально секунды и все возвращается на круги своя.

Зритель спектакля не может расслабиться ни минуты. Приготовьтесь смеяться все полтора часа действия: от странных ситуаций, великолепной пантомимы или уже просто оттого, что ты просто не знаешь, что ожидать в следующий момент. Это подчеркнуто игровой театр, где каждое движение, бровь, взгляд - все выверено до миллиметра. Миниатюры в стилистике Чаплина или Китона чередуются с "наши играют французскую (зачеркнуть, английскую) жизнь", и все это сопровождает идеальный саундтрек из телевизора: совершенно сумасшедшие американские рекламы 50-60х (браво тем, кто сделал эту подборку) и чудо 90-х - заставка к "Санта-Барбаре". Не знаю, какое музыкальное сопровождение лучше этого можно было подобрать к этой феерии абсурда. И конечно же актерский состав - каждый безупречен - Анна КОВАЛЕВА, Алексей БОБРОВ, Татьяна ШАТИЛОВА, Людмила ПИВОВАРОВА, Виталий ТИМАШКОВ, Александр ПАХОМОВ.

Если попытаться все же вникнуть в сюжет, то становится грустно. Под маской смеха скрываются семейные пары, которым не о чем говорить друг с другом или же они уже просто друг друга не узнают, и одинокие люди, которые просто никому не интересны. В этом плане очень показательна мизансцена с пожарным, рассказывающим анекдот. Бесконечно грустная и смешная одновременно. И сама история циклична: Смиты становятся Мартинами, а Мартины Смитами - "и повторится все как встарь".

"Лысая певица" - очевидная удача этого сезона и прекрасное приобретение в репертуар. Но только будет ли она понятна простому зрителю, незнакомому с понятиями постмодерна, театра абсурда и гением Ионеско? Хочется верить, что да.
Ольга Шишорина
LocalDramaQueen
scroll top