"Грудь" приравняли к мату: учителя возмутились "неприличным словом" со сцены
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

"Грудь" приравняли к мату: учителя возмутились "неприличным словом" со сцены

08.10.2018
В небольшом пространстве Черной комнаты молодые актеры Российского академического Молодежного театра сыграли историю про подростков, которые целыми днями сидят, уткнувшись в экраны мобильных телефонов. Старшеклассники испытывают первую влюбленность, патологически жестоки, но сами этого не понимают и способны довести дорогого им человека до опасной черты, за которой - только тьма.
 
Кира и Артем нравятся друг другу, но, оставшись наедине, не могут ничего толком друг другу сказать - объясняются посредством коротеньких сообщений в социальных сетях. Играют 15-летних школьников молодые артисты. Они сразу же обговаривают условность возраста, не прикидываются детьми, апеллируют к настоящим подросткам, сидящим в первом ряду, уточняя у них современный сленг - к примеру, как сказать "давай встречаться". Мальчишки из зала подсказывают, и это такие колоритные фразы и словечки - мама не горюй!
 
После первого свидания Артем, которого подзуживают одноклассники, просит Киру, которая ему так нравится, прислать через соцсети фото своей груди. После некоторого замешательства и разочарования она все-таки отправляет ему фото топлес. Свое ли, чужое - бог весть. Заканчивается детская забава отвратительно. Нетрудно догадаться, что изображение множится, становится достоянием Сети, разгорается скандал. О "жертве" никто не думает.
 
В 2017 году РАМТ совместно с организаторами конкурса новой драматургии "Ремарка" проводил самостоятельный конкурс новой драматургии для детей и юношества "В поисках новой пьесы", в которой всегда остро нуждаются коллективы, работающие на молодую аудиторию. В результате появилась пьеса Натальи Блок "Фото topless". А из нее вырос спектакль, идущий менее полутора часов, который поставил Олег ЛИПОВЕЦКИЙ. Занимался он своим привычным делом, поскольку сам руководит "Ремаркой" и постоянно участвует в фестивале "Любимовка", давно ставшим кузницей драматургических кадров.
 
Главные роли сыграли Алексей ВЕСЕЛКИН-младший и Людмила ПИВОВАРОВА. Они каким-то образом умудрились не быть переростками, но и в детишек не заигрывались, нашли допустимую меру условности, не переборщили. На сцене все "дети" и только одна взрослая - Юля, сестра Киры, в исполнении Анны ТАРАТОРКИНОЙ. Но посоветовать что-либо дельное в сложной ситуации она не в состоянии.
 
Художник Юлия МИХЕЕВА придумала минималистичное пространство для "черного квадрата". Два школьных окна, где на подоконниках сидят девочки и мальчики, погруженные в соцсети, стулья в доме Киры, стены, испещренные словами-проекциями. И этого вполне достаточно. Здесь все слишком рядом, границы между сценой и залом практически нет, так что любая фальшь подобна смерти.Молодые актеры проходят проверку на прочность с разной долей успеха.
 
В самом начале спектакля нас предупреждают, что можно пользоваться мобильными телефонами, постить в Сети, к примеру, мальчиков, устроивших покаянный флешмоб в духе Боттичелли. Но даже такая "обнаженка" в сетях теперь мгновенно пресекается. Там никто не вникает в тонкости: шедевр ли это живописи, кадр ли из фильма, вошедшего в золотой фонд мирового кино, - аккаунт блокируется. Сняли даже фильм на эту тему - о "чистильщиках" с Филиппин, которые не считывают чужой культурный контекст и ликвидируют любой намек на насилие, обнаженную натуру и прочее.
 
В дни премьеры в РАМТе случилась и еще одна любопытная история. На сцене одного из молодых театров Нижнего Новгорода "Камер-юнкер" сыграли спектакль "Теперь ты снова бог" по пьесе шведского драматурга Андерса Дууса. Он о двух подростках - отличнице и хулигане, случайно встретившихся во время урока в школьном коридоре. И разразился скандал. Две школьные учительницы, сопровождавшие класс во время культпохода, обвинили создателей спектакля в употреблении неприличного слова… "грудь" на сцене. Услышав его, строгие блюстительницы нравов ужаснулись. Они не знали, как после "груди" смотреть в глаза школьникам и даже их родителям. Авторы спектакля в свою очередь были в шоке. Они и не предполагали, что такие люди учат наших детей.
 
После обсуждения спектакля, где родители благодарили актеров и режиссера за деликатное обращение к важной теме, учительницы сменили гнев на милость и принесли извинения. Искренние или не очень - известно им одним.
Светлана Хохрякова
Московский комсомолец
scroll top