В поисках истины
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Театральная пл., д. 2
Тел.: +7(495) 692-00-69
+7(495) 692-18-79
А А А

В поисках истины

Кликните на картинку для увеличения
05.03.2018
Вряд ли многие читали рассказ Максима Горького "Коновалов". Относящийся к раннему периоду творчества писателя (1896 г., опубликован в 1897-м) рассказ всегда находился где-то в стороне, дожидаясь своей постановки в театре. Если бы молодой режиссер Олег ДОЛИН не инсценировал "Коновалова", прибавив к нему фрагменты "Несвоевременных мыслей", а точнее не прочитал его вместе с артистами на новой камерной сцене "Белая комната" Российского академического Молодежного театра под руководством Алексея Бородина, думаю до него не скоро дошла бы очередь.

Низкие сводчатые потолки и каменные стены, выкрашенные в белый цвет, как нельзя лучше подходят к месту событий, происходящих в спектакле, который идет всего час двадцать минут, но создается такое впечатление, что перед зрителями проходит целая жизнь странствующего босяка.

Рассказ, появившийся в печати, современники писателя критиковали, обвиняли в излишней философичности. Да и правда - какая философия может быть у неграмотного мужика, еще и пьяницы?.. (Разве только Горький вложил свои мысли в уста неординарной личности.) Удивляет это и работника пекарни Максима, куда попадает крепкого сложения, с чистыми, голубыми глазами, но страдающий от запоев отличный пекарь.

Интеллигентного вида Максим в исполнении Дмитрия КРИВОЩАПОВА выступает как в роли ведущего, озвучивающего свои впечатления и наблюдения по поводу странного напарника, так и действующего лица. Внешне героя не примечательного, излишне скромного, наделенного полномочиями автора. Ну а три артиста в полотняных костюмах пластически изображают процесс изготовления румяных хлебов, что сообщает действию некую условность визуальных вкраплений. Красивые этюды разбавляют повествовательный сюжет, намекая, что это отнюдь не литературный театр, хотя слово здесь остается главным.

Все действие сконцентрировано на образе Коновалова в исполнении Тараса ЕПИФАНЦЕВА. Он центр всех событий, происходящих в ограниченном пространстве подземелья, куда свет почти не проникает и стоит кислый запах опары. (Художник спектакля Александра ДАШЕВСКАЯ.) Зато горят свечи, как бы символизируя церковную службу за упокой души Коновалова, так как спектакль начинается с сообщения Максима о скромной заметке в газете: будто в тюремной камере повесился некий Коновалов. Таким образом, история раскручивается с финала, через воспоминания ведущего спектакля в оживающих картинках прошлого, образующих драматический сюжет непростой биографии вынужденного странника, предъявляющего высокий счет к себе и считающего себя человеком пропащим, потому что никак не может он обрести "точку опоры". Вообще-то такие качества не свойственны обитателям городских трущоб, как правило, обвиняющих других в своих несчастьях и никакой вины за собой не признающих. А тут бродяга предстает человеком с тонкой психикой, добрым, отзывчивым сердцем, ищущим точку, от которой можно оттолкнуться и понять, ради чего он родился и живет.

Поначалу Коновалова ошарашивают умные мысли писателей в книгах, которые ему читает Максим. Особенно его потрясает страшная казнь Стеньки Разина, описанная русским историком Николаем Костомаровым. Он жалеет донского атамана так, будто был там и физически страдал вместе с ним, принимая смерть как избавление от невыносимых мук. Герой Тараса Епифанцева постоянно находится в поисках истины, пытаясь противопоставить добро и зло, грех и любовь, ответственность за другого человека и личную свободу. Но одно тянет за собой другое, и ответы теряются в липкой паутине бытия. Поэтому все чаще Коновалов тупо смотрит в одну точку, что-то напевает, зная, что это - верный признак подступающей тоски, и залить пожар души можно только беспробудным пьянством.

Казалось бы, он сделал доброе дело, освободив юную девицу из борделя, но когда она является в освещенном проеме двери, ведущей в подвал, то на его лице отражается не столько радость, сколько тревога и даже страх. Он не готов жениться на Капитолине (Полина ВИТОРГАН), как она того требует, но милая Капа вгрызается в него, словно маленький зверек - ведь он ее спаситель, значит обязан обзавестись семьей. Такое будущее не прельщает свободолюбивого Коновалова. Одновременно его мучает совесть, те обязательства, которые привиделись несчастной жертве доброты. Само собой, желанного союза не получается, уж слишком эти два человека разные и понятия о долге и смысле жизни у них тоже разные.

Это событие еще раз убеждает Коновалова, что он приносит людям только горе и потому - никчемный человек. Максим видит, как тот мучается, но ничего предложить не может, разве только прочесть лекцию об устройстве несправедливого общества, где одним дано властвовать, упиваться своей силой, а другим - тянуть лямку и не роптать. Но Коновалов не тот человек, который может смириться и принять подобную философию, ему нужны правила жизни отдельного человека, а не существующего мироустройства. Значит, книги тоже не могут указать дорогу к "правде святой".

И Коновалов исчезает, доморощенного философа затягивает трясина грязного кабака, и только через несколько лет Максим встречает его в Феодосии на строительстве дамбы. Увы, возврата к прежней дружбе нет, ибо Коновалов стал другим, опустошенным, что ли... Единственно, чего он хочет - это ходить по свету, любоваться природой и ни о чем не думать, авось судьба снова сведет их на каком-нибудь перекрестке... Здесь театральное повествование обрывается, но, зная финал этой драматической истории, зрители понимают - даже в бесконечных скитаниях тоска по справедливости продолжала грызть детскую душу этого беспокойного человека, поэтому он предпочел порвать с бессмысленной суетой и уйти из жизни навсегда.

А свечи на сцене продолжают гореть так ярко, так спокойно, как будто светлая душа Коновалова все еще витает среди тех, кто продолжает искать правду.

И это для них, в первую очередь, звучат в финале слова из "Несвоевременных мыслей", написанных Горьким много лет спустя и соединивших горький поиск Коновалова с нашими сегодняшними попытками обрести свои точки опоры.
Любовь Лебедина
"Страстной бульвар, 10"
scroll top