В комнате с белым потолком
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Театральная пл., д. 2
Тел.: +7(495) 692-00-69
+7(495) 692-18-79
А А А

В комнате с белым потолком

01.11.2018
Первое, что остается (и запоминается) после спектакля - это глаза Коновалова, белый свет камерного Белого зала РАМТа и восхищение писательским талантом Максима Горького. Как обозначено в программке, нас ожидает "дружеская беседа о человеке". Так оно и будет, не сомневайтесь.
 
"Коновалов" - про вечные вопросы: поиски себя и своего места в мире, про неуловимую субстанцию, именуемую человеческим духом. Что есть человек? Почему одновременно уживаются в нас сила и слабость?
 
Алексей Максимович, которого многие поколения вообще не воспринимают, устав от доживавшего свой век соцреализма и штампов про пролетарских писателей и торжество мировой революции, открывается с совершенно другой стороны. Нет, безусловно, он всегда был романтиком, философом и сильным драматургом. Другое дело, что на многие десятилетия об этом подзабыли. Тем интереснее сейчас наблюдать за всплеском интереса к горьковской драматургии и открывать для себя "нового" Горького.
 
Олег ДОЛИН в своей постановке соединил одноименный рассказ из раннего горьковского периода с выдержками из поздней публицистики писателя. Поэтому к разговору о человеке добавились вопросы о месте и миссии интеллигенции в российском обществе, о необходимости "сеять разумное, доброе, вечное".
 
Час с небольшим мы наблюдаем как юный Максим (Дмитрий КРИВОЩАПОВ) работает в пекарне и ведет беседы с тем самым Коноваловым. Простой русский мужик, бродяга и босяк, как он себя называет. Он не умеет читать, не рассуждает о высоких материях и не ведет жизнь праведника. Зрители вместе с Максимом (не забывайте, зал камерный, рассчитанный на 30 зрителей) наблюдают, как Коновалов живет, руководствуясь своими законами и правилами, ищет истину, теряет, страдает. Столько в этом правды, столько боли, веры, неприкаянности. Когда Коновалов распахивает дверь, за которой лишь белый свет, во всех мыслимых смыслах этого слова, то замираешь от лаконичности и глубины увиденного. Да, безусловно, это очень сильная актерская работа Коновалова-ЕПИФАНЦЕВА как магнитом притягивает к себе взгляды и мысли. Хочется добавить про простые, казалось бы, сценографические решения, дающие возможность сконцентрироваться на самом главном и не застревать на второстепенных деталях. Обманчивый аскетизм, позволяющий в минимальном пространстве сцены затронуть (и что важно - донести) очень серьезные и глубокие темы.
 
В спектакле очень много условностей. Время и пространство - их вообще как бы нет и совершенно не имеет значения, когда был написан рассказ, где происходит действие и что по этому поводу писали критики эпохи соцреализма. Остается Человек, у каждого - свой, со своими мыслями и вопросами.
Юлия Замятина
Plagged In
scroll top