Путь прямой речи
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Театральная пл., д. 2
Тел.: +7(495) 692-00-69
+7(495) 692-18-79
А А А

Путь прямой речи

Кликните на картинку для увеличения
17.04.2018
"Культурная работа в условиях русской жизни требует не героизма, а мужества, именно мужества - длительного и неколебимого напряжения всех сил души. Сеять "разумное, доброе, вечное" на зыбучих болотах русских - дело необычайной трудности, и мы уже знаем, что посевы лучшей нашей крови, лучшего сока нервов дают на равнинах российских небогатые, печальные всходы. А, тем не менее, сеять надо, и это дело интеллигента, того самого, который ныне насильно отторгнут от жизни и даже объявлен врагом народа" - текст из "Несвоевременных мыслей" Максима Горького звучит в спектакле Олега ДОЛИНА "Коновалов". Звучит на полном серьезе, без тени иронии. Текст произносит герой, олицетворяющий самого автора (в программке он назван Максимом).
 
Но это уже в финале, а сначала перед нами проходит история Коновалова (Тарас ЕПИФАНЦЕВ) - мужика, которого Максим (Дмитрий КРИВОЩАПОВ) приохотил к чтению, что, впрочем, не сделало его счастливее, история человека явно талантливого и душевно тонкого, но не перестающего мучить себя и других. Ранний рассказ Горького Долин ставит прозрачно и аккуратно, в манере своего учителя Сергея Женовача, признанного мастера перевода прозы на язык сцены. В Белой комнате, новом пространстве Российского Молодежного театра, где идет "Коновалов", нет ничего лишнего. Актеров пятеро, они лаконично очерчивают образы своих персонажей: пьяница-солдат (Антон САВВАТИМОВ), работающий пекарем, подруга Коновалова Капитолина (Полина ВИТОРГАН), хозяин пекарни (Сергей ПЕЧЕНКИН) и, конечно, сам Коновалов, огромный детина с детскими глазами.
 
Однако, как бы хорошо ни была разыграна история о босяке с тонкой душой, не оставляет чувство, что "Коновалов" поставлен Долиным ради финала. Ради того самого момента, когда прозвучат слова Горького о миссии интеллигента и необходимости его духовной работы по "возрождению страны, ибо кроме него другой интеллектуальной силы - нет у нас", и откроются окна Белой комнаты, а за ними засияет огнями фойе РАМТа, театра с большой и прекрасной биографией, много делающего для того, чтобы эта работа велась.
 
Слушать, как эти слова произносятся всерьез, без иронических кавычек, сегодня очень странно. И даже неловко. Слишком много в них заключено пафоса. Но кажется, что Олегу Долину важен именно прямой, буквальный смысл горьковской статьи. Он этого смысла не боится, не хочет подвергать его скепсису, что неожиданно, но, в общем, понятно. Ведь его собственные спектакли говорят о вере в работу, к которой так страстно призывает Горький.
Александра Машукова
"Экран и сцена"
scroll top