Война. Эвакуация. Поезд
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Война. Эвакуация. Поезд

11.10.2016
РАМТ на своей Маленькой сцене показал премьеру "Дом с башенкой" по автобиографической повести Фридриха Горенштейна в постановке Екатерины ПОЛОВЦЕВОЙ. 
 
Единственное произведение писателя, опубликованное в СССР, рассказывает о его военном детстве, эвакуации, где мальчик потерял мать, она умерла в больнице, в доме в башенкой. На долю десятилетнего ребенка пришлось так много бед, что воспоминания о них не покидали его всю жизнь. На этих стоп-кадрах из прошлого и основан спектакль.
 
Главный герой (великолепная работа Максима КЕРИНА) работает фотографом, и каждый, кто приходит сниматься, напоминает ему персонажей поезда из прошлого, везущего его, осиротевшего и одинокого ребенка, в неизвестность. В спектакле война перемежается с настоящим, включается внезапно-парализующе кадрами-перебивками, и тема продолжается дальше. Вот приходит фотографироваться семья (Александр ПАХОМОВ, Анна КОВАЛЕВА), и перед героем встает стена воспоминаний - с такой же семьей ему пришлось делить тяготы долгой дороги. И как они были равнодушно-презрительны к его горю. Вот девушка, чем-то неуловимо напоминающая ушедшую маму (Мария РЫЩЕНКОВА)…
 
Впечатления детства самые сильные, а горе и война удесятеряет их. Из этой же темы вспоминаются дневники сына Цветаевой Георгия Эфрона, который вспоминал поезд в эвакуацию как самый страшный период своей жизни.
 
Режиссер спектакля Екатерина Половцева показывает психологический театр, полный затягивающе-мрачной достоверности: трагических случайностей, страха, отчаяния и безысходности. Герои этой истории неоднозначны в своих поступках - они жестоки, корыстны и милосердны одновременно. И режиссер точно улавливает картину этого мрака, создавая атмосферу полусна, полуреальности.
 
Судьба писателя трагична. Его отца - профессора экономики расстреляли, когда мальчику было 2 года. Став писателем, он не пожелал следовать канонам ровесников-"шестидесятников", не поверил "социализму с человеческим лицом". В 1980 году эмигрировал в Германию, где и умер в одиночестве в 2002 году. На родине его трехтомник вышел лишь в 1992 году, но критика обошла его молчанием. По сценариям Горенштейна были сняты 17 фильмов ("Солярис", "Раба любви" и другие), но имя автора даже не стояло в титрах. Между тем, в Германии, США, во Франции автор часто издается, в парижских театрах ставятся спектакли по его пьесам.
 
РАМТ представил очень сильный спектакль. И очень тяжелый. Он может послужить наглядным уроком истории для поколений "опоздавших к штурму рейхстага", как назвал молодых Евтушенко. И когда на сцену (а ее фактически нет в Маленьком зале, актеры играют на расстоянии вытянутой руки от зала) со страшными криками вываливаются калеки в тряпье и телогрейках, выстраиваются в очередь за пропуском на поезд в эвакуацию, а у кого-то из зрителей вдруг начинает дрожать виброзвонок на гаджете, возвращая в сегодняшнюю реальность, то вдруг понимаешь, КАКОЕ расстояние прошла страна ОТТУДА до сегодняшнего дня. И как все это надо ценить.
Галина Снопова
"Московская правда"
scroll top