"Кот стыда"
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

"Кот стыда"

07.12.2015
Марина БРУСНИКИНА - признанный мастер психологического театра, одна из немногих женщин-режиссеров, умеющая ставить сентиментальную прозу, не превращая ее в мыльную оперу на сцене. В РАМТе она поставила "Ладу, или Радость" по Тимуру Кибирову - спектакль о трогательной любви собаки к человеку, на который спустя сезон после премьеры непросто достать билет. Вторую ее премьеру в "Молодежке" зрители тоже приняли на ура. Три остроумные зарисовки молодых драматургов Таи Сапуриной, Ирины Васьковской, Юлии Тупикиной Брусникина превратила в камерный спектакль о самом главном - семейных отношениях, проблемах отцов и детей и печальном неумении близких людей прощать друг друга. Тем, кто ищет в театре жизненного правдоподобия и редкого психологизма, рекомендуем.

На сцене - вполне бытовая обстановка, длинный бордовый диван с абрисом белого кота на нем, и видеопроекцией окна, за которым московский дождь-снег сыпет не переставая. Будничный серый фон. Первой рамтовские артисты (к слову, все громче заявляющие о себе с каждой премьерой) играют пьесу "Кот стыда". Три героини - бабушка, мать и дочь - живут параллельными жизнями. Первая ограждает внучку удушающей заботой, на самом деле не разбираясь, что девочке важно, а что совсем нет. Вторая заботится "на автомате", спрашивает, "надела ли шапку", "села ли в автобус", а сама не помнит, где дочь учится. Она ищет нового мужа. Наконец, сама дочка (историю мы видим ее глазами) не умеет выразить то, что чувствует, раздражается, обнимает кота и вроде как беспокоится только о нем.

Вторая история - "Март" - о том, почему с некоторыми близкими жить вместе нет сил. Любви, кстати, это не отменяет. Очень точный образ главной героини - молодой и отчаянной маргиналки - удался Нелли УВАРОВОЙ. Не произнося ни одной обвинительной фразы в сторону ограниченных, "замшелых" матери и навязанного ею великовозрастного супруга, она тем не менее дает понять, отчего и почему бежит ее героиня. Ответа, правильно ли героиня поступает, в спектакле нет, задан только вопрос. И задан отчетливо.

Финальный "эпизод" семейной саги - пьеса "Ба". В истории про героиню, обеспеченную телепродюсершу за 30 и без детей, и ее старенькую бабушку, внезапно приехавшую из Сибири учить внучку уму-разуму, много смешного. Актриса Анна КОВАЛЕВА в образе седенькой диктаторши фантастически хороша. И все же посыл здесь серьезный. Кто прав - тот, кто навязывает свои принципы жизни своим родным, или тот, кто ищет свои собственные? Важна ли свобода от родительской опеки и как научиться выражать любовь, если по отношению к тебе ее выразить не умеют.

Спектакль смотрится на одном дыхании. В нем много узнаваемых психологических деталей, ярких характеров, наконец, ситуаций из нашей общей реальности. Он о том, что важно всем и всегда - об одиночестве в семье и отчужденности. Приговоров героям Брусникина и ее артисты не выносят, морализаторством тоже не занимаются. Зато дают нам возможность увидеть знакомых (а, может быть, и себя) со стороны.
Наталья Витвицкая
"Ваш Досуг"
scroll top