Три девушки: бег по кругу
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Три девушки: бег по кругу

28.11.2015
Новый спектакль РАМТа "Кот стыда" представляет три одноактные пьесы молодых драматургов. Не знаю, специально или нет, но вышло так, что каждый сюжет укладывается в одну и ту же схему: живет девочка в провинции, где "все дебилы, детям взрослые дают самогон, девочки делают аборты с четырнадцати лет, а соседи ненавидят друг друга". Один и тот же пейзаж за окном убогой пятиэтажки. Девочка хочет вырваться, убегает-уезжает, у кого-то получается, у кого-то - нет. С мамой и бабушкой (отцы отсутствуют) отношения ужасные. Все несчастны. В последней пьесе, правда, случается хеппи-энд, но какой-то ненастоящий, искусственный, как в рождественской сказке… Но обо всем по порядку.

Режиссер спектакля Марина БРУСНИКИНА знаменита своим чувством слова, проза у нее становится первоклассной драматургией - достаточно вспомнить ее спектакли в чеховском МХТ и постановку в РАМТе по Тимуру Кибирову - "Лада, или Радость". Она и здесь изобретательна и изо всех сил помогает - вместе с актерами - пока еще не слишком известным авторам. Начало каждого акта уж точно не отнесешь ни к какому иному времени: артисты сидят на диванах лицом к зрителям, уткнувшись в айфоны. Упади сейчас люстра - они и не заметят. Потом вся эта замечательная команда - как же здорово Алексей БОРОДИН выучил своих актеров! - будет легко и азартно меняться ролями, из солистов превращаясь в умных и тонких партнеров, даже если роль почти без слов, как у исполнителя Кота.

Вот Дарья СЕМЕНОВА - она играет героиню пьесы двадцатичетырехлетней Таи Сапуриной из Казахстана "Кот стыда". Странная девочка с клоком волос, торчащим из-под надвинутой едва ли не на глаза шапки. Тихий рефлексирующий маргинал. Ушла из дома - а почему? У мамы любовник и своя жизнь, бабушку волнует только то, поела ли внучка и как она одета, и получается, что единственным существом, с которым ей тепло и хорошо, становится Кот. Она сама понимает, что это неправильно и ненормально - отсюда "Кот стыда". Она сама говорит, что "с родными отношения никакие - но у меня и с собой никаких отношений". Вот с этого места хочется поподробней, но, очевидно, это уже другая пьеса, которую автор непременно напишет - может быть, даже в трех актах и без предъявления счетов родным и всему миру.

Интересно другое: в следующей пьесе - "Март" Ирины Васьковской из поселка Михнево Свердловской области - Дарья Семенова блистательно сыграет уже мать с ее вечными обидами на дочь, угрозами скорой смерти и неуклюжими попытками устроить счастье единственного ребенка.

"Март" - это, на мой взгляд, очень талантливое произведение, в котором и сюжет развивается исподволь, бытово, но так, что становится страшно, и реплики неотразимо "вкусные", как у Петрушевской (ее и Коляду автор считает своими учителями). Как невозможно забыть "Ирина, ты гордая, пойми об этом" из "Трех девушек в голубом" - так зал стонет от восторга и здесь: "А я сижу и жду, когда диктор мне скажет, что на городской свалке нашли женское тело", "Или ты молча говоришь о погоде, или я не знаю что будет" (это, конечно, мать - дочери). А вот героиня - сопернице: "Он говорил о вас, но так, что я подумала, будто вы умерли". Машу - молодую женщину в бегах, которая ненадолго зашла к матери и мужу - играет Нелли УВАРОВА. Играет по-взрослому, остро, трагично: ее героиня и кочевать по чужим домам и кроватям устала, и дома не может. Вот ей веришь, что не может: она яркая, талантливая, умная, все видит и все понимает. Муж Миша (неотразимо чеховская какая-то работа Дмитрия КРИВОЩАПОВА) простой, недалекий, но ее любит. Здесь текст дает артистам возможности для полутонов, для выстраивания сложных, неоднозначных отношений, какими они только и бывают в жизни. Здесь "Март" - это не только название, но и символ непредсказуемого времени, когда за зимней безысходностью уже маячит надежда на какие-то перемены. Судьба Маши и ее семьи заставляет задуматься о том, что это, наверное, очень русская традиция - так смертельно, мучительно зависеть от родственников, не материально, а душевно, даже если ты сам уже давно вырос. В сущности, все три сочинения - это попытка изжить собственный инфантилизм, научиться решать свои проблемы не за счет других.

Третья пьеса - "Ба" Юлии Тупикиной из Красноярска - самая мастеровитая, сделанная, потому уже и идет в театрах Сибири, Поволжья и Урала. Здесь это бенефис Анны КОВАЛЕВОЙ, которая азартно играет энергичную бабушку, приехавшую навестить сбежавшую в Москву внучку. Приехала она для того, чтобы помирить Олю с матерью, а заодно разлучить с вялым владельцем интернет-магазина, который не хочет заводить детей, и найти ей пару в лице маскулинного скульптора, мечтающего о ребенке. С неудавшимся зятем бабушка расправляется методом заговора, специального обряда. По ходу дела мы узнаем подробности ее жизни в далеком Сагайске (это там "все дебилы", по мнению внучки), а также убеждаемся в решительности ее нрава: собственного сына, отца Оли, она сдала в психушку, потому что тот "пошел против родины, против власти, стал стихи писать". Пьеса проходит по разряду "доброй комедии", так что упоминание о несчастном сыне неотразимой "Ба" здесь единственный диссонанс, и о нем все быстро забывают. А хеппи-энд вызывает ощущение дежавю - подобный жанр бессмертен. Актеры, впрочем, и здесь просто великолепны.

На премьере Марина Брусникина тепло представила каждого драматурга. Это действительно важно - чтобы пьесы не просто читались в Любимовке, а звучали на сцене, да еще в таком мастерском исполнении. Только я теперь разгадываю загадку: откуда чувство, что со времен Петрушевской, Казанцева, фильма Пичула "Маленькая Вера" (далее по списку) почти ничего не изменилось. То ли жизнь такая, то ли авторы с иной интонацией в конкурсах не участвуют.
Нина Агишева
ПТЖ
scroll top