Авангард борьбы с мещанством
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Театральная пл., д. 2
Тел.: +7(495) 692-00-69
+7(495) 692-18-79
А А А

Авангард борьбы с мещанством

Кликните на картинку для увеличения
08.05.2015
Русская комедия - это особая вещь. Самое острое здесь чувство юмора - это юмор, если угодно, висельника или каторжника, того, кому терять нечего, кроме чувства собственного достоинства, а потому и простор для смеха ничем не замусорен. Такой юмор, когда хохочешь над шуткой взахлеб, а отсмеявшись, на последнем всхлипе, поднимаешь взгляд и видишь в глазах шутящего смирение и грусть. И тогда улыбаешься ему так, понимающе: "А ты крепкий малый, брат!"

Аркадий Аверченко написал повесть "Подходцев и двое других" в Санкт-Петербурге 1917 года. Он терял на глазах родину, а писал про трех повес, кутил и авантюристов, которых по какой-то прихоти вместе свела судьба.

Режиссер Сергей АЛДОНИН, под стать главным героям, пошел на настоящую авантюру: он создал спектакль столь же запойный и шумный, как неспокойная троица, кутежи в котором перемежаются со скоротечными похмельями непростых раздумий и оценок нанесенного ущерба окружающему миру и здоровью. В эту вечеринку режиссер, как радушный хозяин на стол, метнул все, чем богата сцена: классическая диалоговая комедия сменяется водевилем, кордебалет - балетом, комедия положений - не пошлой клоунадой, и все - в сопровождении живого оркестра, который не прячется стыдливо в оркестровой яме, а смело перемещается по сцене.

Нельзя не отметить очень удачное оформление сцены: легкие элементы декораций, прекрасно передающие дух Петербурга начала двадцатого века, позволяют за считанные мгновения переносить действие из квартиры на улицу, оттуда - на вокзал и уже в другую квартиру. Художник спектакля Виктор ШИЛЬКРОТ так говорил перед премьерой о своей работе: "Действие повести Аверченко происходит в Петербурге 1917 года. Хочется создать ощущение города-миража из дуг мостов и арок, из отражений и бликов. Того старого прекрасного и загадочного города больше нет, но в нашем сознании живут его образы, созданные Гоголем, Пушкиным, Достоевским, Блоком, Мандельштамом и другими призраками Петербурга".

На троицу Аверченко РАМТ решительно ответил своей: Петр КРАСИЛОВ, Илья ИСАЕВ и Степан МОРОЗОВ исполнили Подходцева, Громова и Клинкова более чем убедительно. Настолько, насколько три друга могут сыграть трех друзей. Актеры были органичны, достоверны, ярки на фоне города-призрака и его жителей-теней, достойны друг друга.

Трое друзей вышли на бой с пошлостью и мещанством и вели его с отчаянием обреченных, проверяя на прочность и окружающий мир, и населяющих его людей. Но судьба, определившая их в передовой отряд этой борьбы, сама же и разметала его, подкинув Громову жену, а Клинкову - нежданное богатство. И вот Подходцеву остается только в последний раз разыграть своих друзей. Впрочем, шутка эта, как и положено лучшей шутке, понятна будет только ему.

Сергею Алдонину удалось под вереницей смешных диалогов и остроумных проделок увидеть трагедию одиночества, которую можно выразить в простой фразе: "Если вокруг столько одиноких людей, то почему вокруг столько одиноких людей?" И именно это позволило сделать спектакль не плоским, не просто ярким шоу, но серьезным произведением, в котором на вопрос "Так в чем смысл жизни?" никто не сможет дать ответа. Потому что тот, кто на него готов ответить - обычно лжет.
Виктор Подварков
"Свободная Пресса"
scroll top