Янки в замке
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Янки в замке

12.12.2006
Традиция обновлять детский репертуар к Новому году и школьным каникулам в театральном мире стала анахронизмом. Спектакли для маленьких зрителей идут лет по двадцать - тридцать, руководство же театров справедливо полагает, что обновляться должна как раз публика. Так что отыскать новогоднюю новинку бывает весьма проблематично.

Под занавес года одну из таких возможностей предложил Российский Молодежный театр. Что естественно, ведь театр и без того спрофилирован на спектакли для юной и молодежной аудитории. С последней, впрочем, проще, тут даже можно выбирать. А вот с малышами дело худо, поскольку выбирать практически не из чего. То ли создатели спектаклей изначально ориентируются на вундеркиндов, то ли просто пренебрегают детским уровнем восприятия.

И начинается это, как правило, с пьесы или инсценировки, которые насыщаются массой двойных смыслов, всяческими аллюзиями, понятными лишь родителям, которые, по правде сказать, чаще дремлют рядом со своими чадами. Все это имеет определенное отношение и к нашему спектаклю "Чисто английское привидение", в основу которого легла пьеса Екатерины Нарши по мотивам "Кентервильского привидения" Оскара Уайльда. Правда, осталось не вполне понятным, зачем стоило городить новый огород, а не воспользоваться вполне качественным оригиналом.

Екатерина НАРШИ, один из мастеров "новой драмы", не слишком ломая структуру знаменитой сказки Уайльда, слегка приблизила к реалиям ХХ столетия. Американка миссис Отис (Наталья ЧЕРНЯВСКАЯ) позиционирует себя как "мисс Техас 1936 года". Герцог Чеширский (Андрей СИПИН) развлекает свою возлюбленную Вирджинию (Анна ТАРАТОРКИНА) рассказами о музыкантах из Ливерпуля, в которые вкрапливаются знаменитые мелодии. К слову, для нынешних семи-десятилетних зрителей что "Битлз", что Уайльд - персонажи одного давнего прошлого. И вряд ли им через одно легче понять другое.

К чести постановщика этого спектакля Александра НАЗАРОВА, он не стал возводить пьесу в культ. И сделал, быть может, не слишком цельный, но очень веселый, зрелищный и игровой спектакль, опираясь прежде всего на законы сцены и того самого детского восприятия. Вместе с художником-постановщиком Ларисой ЛОМАКИНОЙ они задействовали в общей игре все пространство зрительного зала. Персонажи являются из зрительских дверей, комфортно размещаются в ложах, откуда можно спуститься на сцену по канату. И творят всяческие "поучительные" безобразия.

Вот в ложе нудит капризная девчонка, перекрывая своим воплем голоса актеров, а добрый папа спешит отшлепать свое дитятко. Само Привидение (Алексей БЛОХИН) тут же обещает поступить точно так же с любым дитятей подобного поведения. Потом подсадной зритель своими репликами никак не дает начаться второму действию, и Привидение - Блохин пускается по рядам, попутно проверяя билеты и обливая непослушных жидким серпантином, а то и выводя из зала. Поверьте, что детям это очень нравится.

На сцене же выстроено подобие старинного фамильного замка: три огромных окна на фоне ночного неба, которые, откидываясь назад, открывают интерьер: спальню, гостиную, детскую (понятное дело, поданные тоже в "намеке"). И огромный сундук-трансформер, где и обитает уже пятьсот лет сэр Симон де Кентервиль, угробивший некогда свою постылую супругу и потому лишенный покоя. Привидение комично выглядит, когда для устрашения напяливает на себя костюмчик, украшенный костями, и маску-череп и начинает изображать на полу "кровавое пятно" из платочков разных цветов. Сэр Симон - Блохин, усталый седой старичок, совсем не страшен, с ним можно затеять смешную потасовку, вдоволь погоняв бедолагу по этажам и галереям. А можно и пожалеть неприкаянную, хоть и виновную душу.

По крайней мере, Привидение выглядит здесь куда более живым существом, нежели новые американские владельцы замка, напоминающие заведенных механических кукол. Мистер Отис (Илья ИСАЕВ) - неповоротливый ковбой с потухшей сигарой во рту и одной-единственной фразой на все случаи жизни: "It's o'key!". Платиновая блондинка миссис Отис - Чернявская, вихляющая всеми частями тела и повизгивающая от удовольствия. Шкафоподобный сынок Вашингтон (Алексей МИШАКОВ), конопатые близнецы-тинейджеры Джекки (Анна КОВАЛЕВА) и Дженни (Дарья СЕМЕНОВА). Смена эпох, нравов и правил поведения настолько очевидна, что измученному суетой Привидению только и остается, что гневно прокричать: "Янки, гоу хоум!"

Этот спектакль, полный интермедий, импровизаций, музыки, шума, грома, фейерверков и пистолетных выстрелов, быть может, и не придется по вкусу любителям "хорошо сделанных" действ, где все продумано до мелочей и рационально выстроено. Но вот дети от него получают явное удовольствие, что на детском спектакле (вот ведь парадокс!) очень большая редкость.
Ирина Алпатова
"Культура"
scroll top