Руководство для мертвых и живых
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Руководство для мертвых и живых

14.11.2003
Новая французская пьеса Жан-Люка Лагарса "Правила поведения в современном обществе" в постановке режиссера Александра НАЗАРОВА наверняка будет интересна не только молодежи, но и людям старшего поколения. В ней шутя говорят о смысле и бессмысленности жизни.

"Жанр моноспектакля опасен для разума и душевного здоровья", - утверждает один из самых знаменитых российских актеров-одиночек Игорь Ларин. Безусловно, занимать зрителя исключительно собственной персоной на протяжении пусть даже и совсем недолгого спектакля - крайне трудно: за партнера не спрячешься, дух не переведешь, а уж если позабыл текст или последовательность действий - никто не поможет. Да и одиночество, даже сценическое, пережить непросто. А с другой стороны, уж когда зрители аплодируют и восторгаются на моноспектакле - это победа полная, которую ни с кем, кроме разве что режиссера, делить не надо. С такой победой можно поздравить актрису Нелли УВАРОВУ, сыгравшую спектакль "Правила поведения в современном обществе" на Маленькой сцене Российского Молодежного театра.

"Родиться несложно, умереть - легко. Но как прожить между этими двумя событиями?" - вопрошает обаятельная старомодная барышня в коричневом школьном платье и дамской шляпке с вуалеткой... и на протяжении полутора часов отвечает на этот вопрос. Спектакль имеет подзаголовок "просто лекция", а значит, в наличии лектор (точнее лекторша), кафедра, доска и набор наглядных пособий. Начинается все, как и было уже упомянуто, с "рождения", а вместе с ним немедленно начинаются трудности, которые можно преодолеть лишь неукоснительным соблюдением традиций, правовых норм и правил. Как трудности, так и традиции нормы - не наши, а французские и, кроме того, здорово устаревшие. Проблема определения пола младенца, регистрации его, выбора крестных родителей, последовательности действий при крещении, нарядов, подарков, схема приглашения и рассадки гостей за праздничным столом - все это лекторша, иногда напоминающая клоунессу, подробно объясняет на забавной смеси сухих канцеляризмов, трезвых банальностей и неожиданных острот.

Сразу за рождением следует свадьба со всеми ее процедурами предварительных встреч в обществе, знакомства в присутствии родителей, обручения, свадебных подарков, подписания брачного контракта, церковного венчания и снова праздничного застолья. Приговаривая: "Это очень просто, надо только немного напрячь мозги. Вообще, во всех случаях жизни полезно напрягать мозги!", актриса то пускается в пляс, то залезает в сундук со свадебными подарками, то примеряет на себя несколько ролей сразу - невесты, приятеля жениха, мамаши, священника. А иногда, видимо, не справляясь с таким обилием действующих лиц, вызывает помощника из зала, и дрожащий зритель покорно держит крестильную свечу или ведет "невесту" к алтарю.

Следующее за женитьбой важное событие в жизни каждого уважающего себя члена общества - серебряная свадьба, за ней, разумеется, золотая, а потом, как нетрудно догадаться, похороны и траур. У каждого мероприятия - свои ритуалы. Со слезами на глазах лекторша уверяет нас, что без буквального их соблюдения жизнь просто рискует не состояться. А за бестолковой и очень комичной мешаниной из традиций неожиданно вырисовывается жесткий абсурдистский мотив бессмысленности не только всех этих нескончаемых канонов, но и вообще жизни, целиком укладывающейся в свод правил поведения.
Марта Вешкина
"Новые Известия"
scroll top