Джульетта и Муравей
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Джульетта и Муравей

18.10.2009

Проект "Молодые режиссеры - детям", в рамках которого выпускники гитисовской мастерской Сергея Женовача ставят спектакли в Молодежном театре, продолжает приносить плоды. Начали со сказки Киплинга, а теперь на Маленькой сцене под крышей театра сыграли милейший спектакль "Почти взаправду" по коротким сказкам голландца Тоона Теллегена. Екатерина ПОЛОВЦЕВА сама сочинила композицию по лесным историям, главные герои которых - Слон, Белка и Муравей. Сочинила не очень умело - спектакль несколько разваливается на отдельные микросюжеты, но обаяния от этого не теряет.

Маленькая сцена РАМТа - это неудобный зал-кишка, который на этот раз поделили вдоль, усадив у длинной стены пару рядов зрителей, а перед ними малышей на подушках и оставив артистам узкую полоску для игры. Молодые актеры молодежного театра - веселые, непосредственные (сразу видно, что это живой театр), они бегают и играют прямо у ног детей, иногда к ним обращаясь с просьбой поддержать и подсказать, так что уже через десять минут спектакля дети участвуют в нем очень бурно. И надутый малыш рядом со мной, до представления не отрывавшийся от мамы, вдруг посреди общего гомона звонко сказал: "Я уже не жалею, что пришел!"

Режиссер не выпускает на сцену ряженых, тут нет никаких маскарадных хвостов и ушей, просто со сцены сразу говорят, что вот этот очкарик в мохнатой жилетке - Ежик (Михаил ШКЛОВСКИЙ), высокий, неуклюжий толстяк - Слон (Роман СТЕПЕНСКИЙ), а грубоватый "братишка" в тельняшке - Морж (Олег ЗИМА). Названия зверей - это вроде бы просто имена, но они подстегивают воображение: вы только представьте себе, что Слон любит лазить по деревьям и падать с них так, что все за него боятся. Чуть увидит новое дерево, сразу все забывает и несется проверять: а каково это упасть с липы?

На почти пустой сцене прелестные, странные, несколько абсурдистские сказки Теллегена превратились в серию этюдов, тонко рисующих ситуации и взаимоотношения, важные для ребенка. Вот, например, замечательная пара: Белка и Муравей. Белка (Анна КОВАЛЕВА) - рыжая, в платье с белым воротничком, похожим на старую школьную форму, настоящая женщина, восторженная, мудрая и терпеливая. А взъерошенный Муравей (Сергей ПЕЧЕНКИН) со школьным ранцем за спиной - независимый парень, чувствующий себя настоящим мужчиной. Муравей приходит в гости к Белке напряженный и строгий: "Мы не должны встречаться. Надо проверить, будем ли мы друг по другу скучать". Он уходит, а растерянная Белка еще долго ему вслед кричит: "Я скучаю по тебе, Муравей", почти так, как кричала в разлуке героиня володинской "С любимыми не расставайтесь". Потом он вернется, такой же сдержанно-взволнованный, и, стоя под железным "деревом", как Ромео под балконом Джульетты, признается, что скучал. И они вместе пойдут к морю - сядут на пол перед открытой дверью, откуда бьет свет, и станут бросать туда камешки. Или другая их прекрасная история - с болезнью Муравья. (Она замечательно начиналась: Белка по веревочной почте получила письмо: "Белка, я заболел. Муравей", очень радовалась самому факту получения, хлопотливо прятала письмо в портфельчик, но тут дети начинали озабоченно кричать: "Он же заболел! У него температура!") Белка приходила к больному Муравью, и он очень хотел, чтобы она ему сказала что-то приятное, например, что он храбрый. У Белки все никак не получалось сказать так, как надо - "от сердца", а потом как-то сразу получилось, и оказалось, что Муравей самый храбрый, добрый и вообще лучше всех.

Еще одна важная история случилась с Лаской. Тут надо сказать, что Ласку, а потом и томную декадентскую Бабочку играет Нелли УВАРОВА, и когда она в первый раз выходит на сцену, девочки в малышовом ряду начинают жарко шептаться, что пришла "Не родись красивой". Все-таки сериальная слава - вещь невыносимая. Но, к счастью, УВАРОВА, которая, по словам худрука театра, сама просилась играть в "Почти взаправду", поскольку очень любит книжки Теллегена, довольно скоро эти перешептывания побеждает, и дети забывают про сериал. Так вот история про день рождения Ласки получилась такая узнаваемая и пронзительная, что я в ней, как в зеркале, видела ежегодные именинные мучения своей маленькой дочери, которая чем ближе долгожданный праздник, тем больше впадала в панику. Накануне своего дня рождения Ласка тревожно спрашивала у всех: "Вам не кажется, что я какая-то странная?" - и сама себе отвечала: "И не странная я вовсе, просто у меня завтра день рождения". На ночь она читала страшные книжки: "Кривь и кось на днях рождения", "Непредвиденная боль на днях рождения", "Не удался торт", "Недовольные гости". В ее кошмарах гости кривились, выплевывали угощения и стонали: "Скукотища!", а она бормотала: "Нет, у меня все получится" - и снова читала ужасы. С раннего утра Ласка беспрестанно выглядывала в окно, нет ли гостей, много раз прилаживала бант на стриженой голове, украшения для комнаты падали из ее рук; пытаясь себя занять, она путалась в прыгалках и бормотала вычитанное из книжек "нельзя стоять как вкопанная", "нельзя ходить взад-вперед". А когда гости наконец выстроились перед ее дверью, Ласка быстро выглянула и крикнула: "Никакого дня рождения не будет!"

День рождения, впрочем, был - не у нее, а у кого-то другого, во втором действии. Там очень здорово ели непонятную еду в виде разноцветных шариков, еда быстро сдувалась по мере поглощения, и оставалось только выкинуть резиновую шкурку. А потом еще всех приглашал на свой праздник Слон, разряженные герои неслись в фойе, и, видя, как они там весело скачут, дети завистливо спрашивали: "А нам нельзя туда?" Но потом все возвращались, начинали плясать уже перед зрителями и вместе с ними, схватив малышей с первого ряда в охапку. Этой пляской "Почти взаправду" и заканчивался.

Дина Годер
"Время новостей"
scroll top