Стендалем по Малевичу
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Стендалем по Малевичу

22.10.2008
Роман Стендаля, написанный на основе реальной истории молодого честолюбивого провинциала, о которой писатель узнал из газет, Юрий ЕРЕМИН разыграл как шахматную партию - красного и черного. В его постановке персонажи романа превращаются в пешки в руках двух могущественных стихий цвета, которые режиссер пытается связать с работами Казимира Малевича - "Красным" и "Черным квадратом". В спектакль даже введен особый персонаж по имени Мале, который по ходу действия старательно замазывает квадратное окно в центре сцены сначала красной, а потом черной краской, изрекая между делом глубокомысленные афоризмы великих мыслителей и поэтов. Но сопоставлять Стендаля с Малевичем - то же самое что сравнивать "Войну и мир" с "Войной миров" на том основании, что звучит похоже. В спектакле вынесенные в название романа цвета трактуются вполне традиционно, по-стендалевски: красный - символ страсти и жизни, черный - соответственно греха, преступления и смерти, в то время как основоположник супрематизма совсем не вкладывал в цвета своих работ подобной смысловой нагрузки. В его знаменитых "Квадратах" красный служил лишь знаком цвета вообще, а черный - его отсутствия.

Но если не вдаваться в искусствоведческие тонкости, надо признать, что найденный прием идет спектаклю на пользу. Апелляция к искусству XX века задает постановке определенный тон и лишает ее обычной для костюмной драмы старомодной декоративности. Костюмы Виктории СЕВРЮКОВОЙ, условно стилизованные под моду XIX века, остроумно обыгрывают режиссерский замысел: с каждой сценой в нарядах персонажей, изначально имеющих цвет чистого холста, появляется все больше красных, а во втором действии - черных деталей.

Сценография Валерия ФОМИНА - серая стена с дверями и выезжающими подиумами - лаконична и функциональна. Она не иллюстрирует роскошь модных парижских интерьеров, а организует пространство спектакля. Движение актеров по сцене отчасти напоминает перемещение шахматных фигур: два шага вперед, один вбок, ход конем, рокировка - так Жюльен Сорель разыгрывает партию своей судьбы, жертвуя ненужными фигурами, чтобы прорваться в ферзи.

Но геометрическая четкость мизансцен ни в коей мере не засушивает актерской игры. Второстепенные персонажи намечены двумя-тремя легкими штрихами, без лишнего нажима и с долей юмора, оттеняющего эмоциональную горячку главных героев. Молодой Денис БАЛАНДИН, исполняющий роль Жюльена Сореля по очереди с более опытным Петром КРАСИЛОВЫМ, убедителен в образе неуверенного в себе, болезненно честолюбивого и щепетильного в вопросах чести провинциала. Но вот любит ли он своих знатных покровительниц или только использует их для удовлетворения тщеславия и продвижения на верхние ступени общества, по игре актера определить сложно. А вот чувства мадам Реналь в исполнении Нелли УВАРОВОЙ видны как на ладони.

Актриса, которую вся страна знает как неуклюжую девушку с брекетами на зубах из сериала "Не родись красивой", создала в спектакле великолепный образ взрослой женщины, страстной и чувственной, сходящей с ума от любви. Госпожа Уварова работает непривычно подробно по сегодняшним меркам и отыгрывает каждый нюанс своей эмоционально насыщенной роли. А уж любовные сцены с ее участием публика Молодежного театра наверняка оценит больше, чем нравоучительные сентенции господина Мале.
Марина Шимадина
"Коммерсант"
scroll top