Выбери своего убийцу
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Выбери своего убийцу

26.04.2005
В Российском Молодежном театре прошла премьера спектакля "Инь и Ян" по Борису Акунину. Спектакль длился шесть часов и состоял из двух частей. Каждая часть давала свою разгадку происшедшего. В том и другом варианте сыщик Эраст Фандорин находил преступника.

"Инь и Ян" - спектакль, который явно обречен на зрительский успех. Чему вряд ли помешает и некоторая схематичная приблизительность актерской игры, и чуть навязчивая повторяемость приемов режиссуры. И единственное, что может помешать аншлагу, - пресса. Дело не в отрицательных отзывах, а в раскрытии секретов. Рассказать детективный сюжет - это ведь все равно, что раскрыть секрет фокуса до выхода фокусника. И потому театру надо бы брать подписку о неразглашении тайны.

Постановка детективной истории Бориса Акунина в РАМТе возвращает в театр одну из важнейших составляющих театрального спектакля - неожиданность. Кого убьют следующим? Что за всем этим стоит? Постановка Алексея БОРОДИНА дает редкую возможность полузабытого удовольствия - войти в новую историю. Не в новую трактовку знакомого сюжета, но - в новый сюжет. Сидя в зрительном зале, ты не только не знаешь следующей реплики, но не можешь представить ни сюжетных поворотов, ни развития действия. Место событий - усадьба только что умершего страстного коллекционера восточных редкостей. Собравшиеся родственники и приглашенный чиновник по особым поручениям Эраст Фандорин оказываются вовлеченными в события страшные и ужасные, в водоворот смертей, краж, драк и побегов. Любитель геометрически красивых логических построений и неожиданных эффектов, Борис Акунин на этот раз предложил публике два варианта возможных разгадок одного исходного события, назвав их "черной"и "белой" версией. Акунин, который сейчас "настолько популярен, что страшно рассказать", сочинил формальный и логически выстроенный детектив, с характерами-схемами, ходами, математически просчитанными и в общем предсказуемыми. Следуя сербскому коллеге Милораду Павичу, чья пьеса "Вечность и еще один день" идет в МХТ, русский автор дал зрителю возможность выбора "своего убийцы".

Каждый зритель сам может выбирать, пойдет ли он смотреть мужскую рациональную европейскую - белую версию. Или предпочтет женскую мистическую японскую - черную. На премьере обе версии сыграли в один день, что дало возможность не только оценить решение каждой из них, но и эффекты сопоставления: различия гримов, костюмов, интонаций и мизансцен. Второй спектакль становится как бы ироническим комментарием к первому.

Сценограф Станислав БЕНЕДИКТОВ оформил сцену легкими ширмами на колесиках, позволяющими почти мгновенные трансформации и перемещения. Слуги просцениума в черных костюмах и капюшонах легко меняют реквизит, принося и унося черные и белые стулья, отгораживая то кухню, то комнату, то павильон в саду. Под прикрытием ширм появляются и исчезают персонажи. А "восточные" вкусы умершего коллекционера оправдывают многочисленные "китайские" фонарики, развешанные над сценой и массивными фигурами будд с фонарями в руках. Белая версия идет большей частью в глубине сцены, черная - вынесена вплотную к зрительному залу. Для слуги Фандорина японца Масы, которого иронично и легко играет молодой актер Алексей РОЗИН, в каждой версии придумана своя обойма эффектных фокусов. А сам Фандорин, изящно сыгранный Алексеем ВЕСЕЛКИНЫМ, появляется после дорожного происшествия с травмой - руки (в белой версии) и ноги (в версии черной). Пока эта пара, оставаясь в центре внимания, явно лидирует в спектакле. Но если учесть, что из-за несчастного случая с исполнительницей роли Инги двум актрисам пришлось вводиться буквально за один день, то можно надеяться, что и талантливая Дарья СЕМЕНОВА (Инга) и Татьяна МАТЮХОВА (Глаша) еще освоятся в предлагаемых обстоятельствах и выучат текст.
Ольга Егошина
"Новые известия"
scroll top