Занусси вывел доказательство
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Занусси вывел доказательство

22.03.2010

В столичных театрах любят точные науки, что и доказал Молодежный театр, представивший премьеру под названием “Доказательство”. Оно пополнило список спектаклей про физиков и математиков - “Аркадия” (Малая Бронная), “Копенгаген” (МХТ им. Чехова). Свое доказательство представил известный польский кинорежиссер Кшиштоф ЗАНУССИ.

То, что за театральное дело взялся киношник, понятно с самого начала - сцены идут как кадры за кадрами. По атмосфере чистое кино: диалоги героев коротки, декорация лаконично-конкретная и прекрасно освещена. Никакой лирики - речь идет о высшей математике и ее открытиях. В основе пьеса американского писателя Дэвида Оберна “Доказательство”, за которую он получил премии - “Тони” и Пулитцеровскую. По ней был снят одноименный фильм с Гвинет Пэлтроу, Энтони Хопкинсом и Джейком Гилленхалом. Кто видел - сравнивал. Кто не видел, избежал сравнительного анализа, зато приобщился к анализу психологическому. А это, поверьте, куда интереснее. 

Тем более что все начинается с явления покойника - великого математика, пришедшего к своей, как потом выяснится, гениальной дочке.Режиссер все время будет путать карты прошлого и настоящего для того, чтобы вывести свое доказательство. Но не научное, а общечеловеческое. Что есть гениальность? Как она выглядит в быту? Ой, совсем не симпатично - немыто-нечесаныеволосы , замкнутость, даже агрессивность. Такой в начале предстает Нелли УВАРОВА в роли Кэтрин, дочери того самого математического гения, оставившего наш бренный мир. И такой ее находит Хал (Денис БАЛАНДИН) - способный математик, разбирающий архив своего учителя. Из компании “нормальных” - сестра Кэтрин Клер (Ирина НИЗИНА). 

Ничего особенного на террасе чикагского дома с видом на Чикаго же (очень хорошая работа художника Евы СТАРОВЕЙСКОЙ). Нормальная сестра из ненормальной хочет сделать себе подобную, увезти в Нью-Йорк, показать врачам. Нормальный математик рассказывает, как ученые развлекаются на научных конференциях, - все логично, все по-жизненному правильно. Лишь одна депрессивная Кэтрин, годы отдавшая уходу за больным отцом, вяло реагирует на радужные жизненные перспективы. 

Складывается ощущение, что Занусси намеренно придал своему “Доказательству” вид холодной и аскетичный. До тех пор, пока не выясняется, что одно доказательство, найденное в архивах, может быть приравнено к мировому открытию в области простых чисел и принадлежит не покойному профессору, а его дочери. С этого момента вся холодность и расчет рушится, как плохо приклеенный кафель в ванне. Весь второй акт уходит на доказательство гениальности одних и пустых амбиций других. 

Если игру двух персонажей Занусси выстроил как простые формулы, то двух других - Кэтрин и ее отца - как лежащие за пределами логики понятия. Особенно хороша сцена объяснения во втором акте, где блестящая игра Евгения РЕДЬКО и Нелли Уваровой вызывает слезы.

Марина Райкина
"Московский комсомолец"
scroll top