Вишневый сад
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Вишневый сад

01.03.2004
В фойе, перед началом, музыканты (рояль и скрипка) играют дивные мелодии Рахманинова, словно настраивая зрителей на гармонический, лирический лад. Но "заставка" оказывается обманчивой - спектакль разворачивается как трагедия живущих в России красивых, благородных, но в чем-то и смешных, даже никчемных людей. Когда между действиями меняется обстановка, свет гаснет, сцену заполняют какие-то мрачные фигуры и звучит резкая, бьющая по нервам музыка, как будто злыми потусторонними силами готовится злодеяние. И злодеяние это не больше и не меньше как колесо истории, коварно рядящейся в будничные обличия, например, неуместного бала, или аукциона по продаже имения, или, наконец, несостоявшегося брака.

Неотразимая сторона спектакля - его диалоги: узоры, символическая вязь которых пронзительно проявляет движение чеховской мысли, переходящей в четвертом акте в действие: Раневскую (Лариса ГРЕБЕНЩИКОВА) увозят со сцены "в телеге прошлого". Но и Лопахин (Илья ИСАЕВ), "новый помещик", "хищный зверь", у которого за душой нет ничего, кроме приумножения миллионов, вряд ли имеет историческую перспективу.

Обычно в финале Фирс умирает в одиночку. Здесь же все персонажи "разделяют" его участь. Вот они стоят плечом к плечу, обреченные без всякой вины, "недотепы" России и истории, и слушают, как звучат удары топора по вишневым деревьям.

Спектакль посвящен 100-летию первой постановки пьесы в Московском Художественном театре.

Александр Вислов
"Театральная афиша"
scroll top