Реквием по мечте
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Реквием по мечте

01.04.2004
Художественный руководитель Российского Молодежного театра Алексей БОРОДИН - один из лучших на сегодня режиссеров, умеющих рассказывать истории. Его спектакли - это всегда доверительный, мудрый разговор по душам, а каждый зритель рассматривается как собеседник и соучастник действия. Последняя премьера Бородина "Вишневый сад" стала подтверждением тому, насколько велика потребность именно в таких спектаклях.

Вместе с художником Станиславом БЕНЕДИКТОВЫМ Бородин придумал оригинальное пространственное решение: зрители сидят на сцене, но по диагонали, чтобы видеть часть зала; основные события происходят в двух шагах от первого ряда, отчего чувствуешь себя гостем в доме Раневской. В связи с этим становится немного не по себе: ведь светлое жилище с портретами на стенах, похоже, населено призраками (а в промежутке между третьим и четвертым актами на стенах танцует множество теней, и кажется, что привидения вместе с хозяевами покидают дом). Что вполне объяснимо, ведь здесь так много мечтали, но ни одна мечта не воплотилась в жизнь. Поэтому атмосфера вокруг так легка, и при этом столь же мучительна.

Свое несбывшееся томит и тяготит всех: эмоциональную Раневскую (Лариса ГРЕБЕНЩИКОВА), которая пропела лето красное и вдруг почувствовала, сколько всего важного и замечательного прошло мимо; суетливого Симеонова-Пищика (Сергей СЕРОВ) - он думает только о деньгах, но то и дело замирает от приступов одышки и сердцебиения, напоминающих о недолговечности земного существования; труженицу Варю (Ирина НИЗИНА), стремящуюся в процессе ежедневных рутинных забот убежать от серого однообразия своей жизни. Исходит смутной тоской Лопахин (Илья ИСАЕВ), сильный, красивый человек, имеющий в жизни все, что душе угодно, но при этом бесконечно одинокий и с отчаянием ребенка мечтающий быть нужным и любимым. Прячет безнадежность за философскими сентенциями Петя Трофимов (Петр КРАСИЛОВ), умный юноша, видящий насквозь и ближних, и дальних, и прошлое, и будущее.

"Как вы все серо живете, говорите много ненужного", - печально произносит Раневская. Может, в этом и беда как тех, кто на сцене, так и нас сегодняшних?

Мы говорим уйму слов и делаем множество дел, но забываем про чувства, в том числе и друг к другу. Поэтому так неизбывна тоска, от которой, быть может, можно спастись... да хотя бы откровенным тихим разговором-исповедью. Таким, какой предлагает нам "Вишневый сад" Российского Молодежного театра.
Алиса Никольская
"Театральная касса"
scroll top