РАМТ ранит в сердце
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

РАМТ ранит в сердце

23.12.2011
Молодежный театр на Театральной площади, где сейчас установлена цветная елка-фонтан, а Большой театр похож на сказочный дворец, в плане архитектуры ничем не примечателен. Тем не менее, это самый интеллигентный, самый достойный по художественному уровню театр, куда вначале приходят девочки и мальчики, потом девушки и юноши, затем женщины и мужчины и даже бабушки и дедушки, так как их знакомство с этим коллективом началось еще 75 лет назад.

Именно столько времени существует на Театральной площади этот уникальный театр, созданный в 1921-м году. Прибавьте 20 лет со дня переименования Центрального детского театра в Молодежный, вот и получается тройной юбилей.

Казалось, 22 декабря здесь собрался весь столичный бомонд, начиная с министра культуры господина Авдеева и заканчивая художественными руководителями московских театров. Спрашивается, неужели все так любят молодежный театр, или тут кроется что-то другое? Думаю, особого секрета в этом нет, все просто и одновременно сложно, ибо репертуарные театры распадаются, как карточные домики, а этот не только стоит и держится, но и преуспевает, сохраняя традиции русского психологического искусства и преумножая их, за счет вливания свежей крови новых жанров, тем и зарубежных драматургов. Конечно, в этом главная заслуга художественного руководителя Алексея Бородина. Он знает об актерах нечто такое, чего другие не знают. Точнее знают, но думают - это главное. При отсутствии раскрученных звезд, он создал звездный ансамбль артистов, играющих на одном дыхании, "как леса и овраги", и никакая технология не может заменить жизни человеческого духа.

Его воспитанники это прекрасно продемонстрировали на юбилейном вечере, когда на пустой сцене в отсутствии декораций каждый актер представал, как художественная единица, как личность, свободная личность, размышляющая о времени, собственной судьбе и судьбе России. Вот почему звучали в исполнении актеров стихи Блока, Пастернака Ахматовой. "Когда бы вы знали, из какого ссора растут цветы, не ведая следа". Именно им, артистам, посвятившим свою жизнь художественным персонажам, знаком процесс рождения прекрасного из мусора, а гармонии из хаоса. Они не ангелы, и что, греха таить, порой напоминают капризных детей, но когда чувствуют, что их любят, то могут, как фениксы возрождаться из пепла и петь не хуже соловьев, только на свободе, без клетки. Неслучайно Бородин включил в сценарий вечера отрывок из пьесы Ибсена "Враг народа", где врагом большинства оказывается человек, заявляющий о горькой, неугодной правде, которая и есть истина, требующая жертв. Только вот что удивительно: многократная жертвенность ничему не учить Россию, о чем прекрасно сказано в спектакле Бородина "Берег утопии" и на каждом витке истории новое поколение подстерегает очередное "кораблекрушение".

И в тоже время театр не выносит скучных историй, он обязан быть жизнерадостным, духоподьемным, как бы не была трудна жизнь. А это подвластно только молодости, ее энергии, вере в будущее, поэтому на сцене царит карнавальная атмосфера, в которой молодые артисты и студенты Бородина парят в воздухе, соревнуются в ловкости и фехтовании, аргентинском танго и прекрасном вальсе. Разноцветье, пиршество красок и костюмов заполняет космическое пространство сцены, и нет ему конца, потому что остановить жизнь невозможно, как бы нас не пугали надвигающемся концом света в 2012 году.

Опущенные на штанкетниках портреты актеров и режиссеров, прошедших через горнило времени и мрачное закулисье советского периода, напоминают зрителям, что они никуда не ушли и, по- прежнему, живут в стенах этого театра. Что изнанка сцены в любой момент может превратиться в эпохальную картинку, надо только, чтобы лицедеи этого сильно захотели, а их сердца не погрузились в сумрак ночи.
Любовь Лебедина
"Трибуна"
scroll top