Братство Бородина
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Братство Бородина

27.12.2011
В конце минувшей недели в Российском академическом Молодежном театре прошла премьера спектакля-концерта "В пространстве сцены" по случаю торжественного празднования 90-летия с момента основания первого в стране детского театра. Также исполнилось 75 лет с тех пор, как театр обрел свое нынешнее историческое здание на Театральной площади по соседству с Большим и Малым театрами. Еще одним юбилейным поводом стало 20-летие со дня переименования Центрального детского театра в Российский Молодежный.

Программа юбилейного вечера "В пространстве сцены" представляла собой ассорти из 46 коротких, но емких номеров, в которых была задействована вся труппа театра. Кроме этого, в концерте приняли участие студенты актерского факультета мастерской художественного руководителя театра Алексея Бородина. Перед глазами переполненного зрительного зала пронесся мимолетный и красочный фейерверк разножанровых по своему характеру номеров: от драматических монологов и чтения стихов до пластических этюдов, клоунады и вокальных композиций. Несмотря на разноплановость вечера, все действо было прочно и искусно перетянуто несколькими узловыми темами. Одной из ведущих стала тема памяти, которая была задана с самого начала. На протяжении всего спектакля с высоты сцены спускались портреты тех, кто когда-то служил и был предан этому замечательному театру: Наталья Сац - первый художественный руководитель и директор театра, Мария Кнебель, благодаря которой театр в свое время обратился к современной драматургии. Именно в этих стенах как драматург стал известен Виктор Розов, а Анатолий Эфрос в свою очередь поставил здесь ряд его пьес. В тогда еще Центральном детском театре начинал свою творческую деятельность Олег Ефремов. В этом театре служили такие удивительные артисты, как Валентина Сперантова, Евгений Перов, Маргарита Куприянова, Евгений Дворжецкий - на мгновение портреты этих хранителей театра опустились совсем низко над сценой, словно чтобы "подмигнуть" сегодняшним артистам, а потом снова возвратились на свою неоспоримую высоту. В конце вечера вся труппа театра вышла на сцену, и вновь, как будто для коллективного портрета на память, были спущены портреты тех, кого трудно забыть. И, возможно, именно это почтение к ушедшим, к заложенным в свое время традициям репертуарного театра не дает РАМТу покачнуться в сегодняшнем неспокойном театральном море.

Другая главная и злободневная тема этого спектакля-концерта была связана с номером "Шестеро персонажей". Конечно, первая ассоциация сразу возникает с пьесой Пиранделло "Шесть персонажей в поисках автора". Однако каждый из шести рамтовских персонажей все-таки нашел своего автора и свою пьесу. Например, Алексей Маслов исполнил монолог доктора Стокмана о местных городских заправилах из пьесы Ибсена "Враг народа". В связи с сегодняшними акциями протеста в стране монолог звучал особенно остро. Доктор Стокман обвиняет не правительство в том, что "все наши общественные и жизненные источники отравлены, и вся наша гражданская жизнь зиждется на зараженной ложью почве", а, по его словам, "опаснейший среди нас враг истины и свободы - это согласное большинство". Каждый раз во время исполнения номера "Шестеро персонажей" зал напряженно замирал. Персонаж Алексея Веселкина сэр Чилтерн из комедии Уайльда "Идеальный муж" произносит спич об абсолютной и непоколебимой власти денег: "Оружие нашего времени - деньги. Кумир нашего времени - деньги. Для того чтобы в наше время чего-нибудь добиться - нужны деньги".

Уникальный репертуар и открытость всему новому - это главное, на чем держится этот театр-дом. Художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин неоднократно говорил в интервью: "Необходимо открывать окна, чтобы жизнь ворвалась!" Поэтому театр без устали пускается в новые авантюрные проекты, то ставит многочасовые спектакли по Акунину и Стоппарду, то запускает ночной проект, то организует творческую лабораторию "Молодые режиссеры - детям" и приглашает в театр новых режиссеров. Молодежный плывет своим курсом, активно исследуя и заселяя новые земли.

Следующий лейтмотив концерта, который также объединил в себе несколько номеров, - это размышление о призвании актера, о "Тайнах ремесла" - кстати, отрывок из этого цикла стихов Ахматовой исполнили одни из ведущих артисток театра: Нелли Уварова, Анна Тараторкина, Оксана Санькова и Мария Рыщенкова. Одним из финальных номеров юбилейного вечера стал знаменитый фрагмент из "Литературных мечтаний" Белинского. Как заклинание артисты театра шепотом произносили: "Театр!.. .Любите ли вы театр так, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?" Да, Молодежный театр по-прежнему остается молодым, жадным и страстным…Это один из немногих в Москве коллективов, где можно говорить о целостности и слаженности ансамбля. Об удивительной атмосфере неформального товарищества рассказывают артисты театра. Вероятно, одна из немаловажных заслуг в этом принадлежит его художественному руководителю Алексею Бородину, который сплачивает не только артистов, но и публику. РАМТ ведет активный диалог со своим зрителем: организует семейные и театроведческие клубы, в рамках которых проходят встречи и обсуждения спектаклей с актерами театра. Никакая культурная реформа не сможет разрушить этого театрального братства. Театр-дом молод, жив и здравствует.
Ирина Анисимова
"Новые Известия"
scroll top