Вопрос без ответа...
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Вопрос без ответа...

01.03.2011
Обладатель двух "Золотых масок", надежда русского театра - все это говорится в адрес литовского режиссера, имя которого театральная Москва уже давно научилась выговаривать, Миндаугаса КАРБАУСКИСА. Отличительная особенность его заключается в том, что до боли известные тексты его не интересуют. Для новой постановки он выбрал роман Томаса Манна "Будденброки".

Эпическая сага распада богатой династии торговцев Будденброков у автора повествует о четырех поколениях, подробно режиссер остановился только на третьем. Остальные персонажи присутствуют в спектакле лишь в письмах и упоминаниях героев. А на сцене не больше десяти актеров. Своей эпичностью произведение роднится с "Берегом Утопии", меняя величественность персонажей на простоту. Сентиментальные сцены из текста убраны, впрочем, не это интересует в "Будденброках" Карбаускиса. Осталась жесткая схема, подчеркнутая сценографией Сергея БАРХИНА и скупыми костюмами героев - молодое поколение носит кеды, джинсы и пиджаки. Со временем пиджаки станут длиннее, джинсы уступят место брюкам, а кеды - туфлям. Все согласно статусу высшего общества. Схематично, но не скучно, как может показаться на первый взгляд. Любопытная особенность этого спектакля: несмотря на эмоциональную игру актеров, замечательный состав, действие, будто в корсете, зажато в строгую плоскую форму и остается верным задумке режиссера. Главная ценность и замысел спектакля заключаются именно в его форме. Жесткая диета, и ни грамма больше.

Знатное семейство Будденброков всегда живет по принципу долга. Консул (Андрей БАЖИН) женился не по любви, а по расчету. Потому что так было надо. Тони (Дарья СЕМЕНОВА) тоже выйдет замуж за нелюбимого человека - Грюнлиха, по настоянию отца. Правда, консул немного просчитается: новоявленный муж не принесет дополнительных доходов в семейную казну, а, наоборот, окажется полным банкротом, и Тони придется мириться с судьбой обманутой жены. По-настоящему счастливой героиню можно будет застать только в самом начале действия, когда к ней придет первая любовь, которую отец не одобрит, натаивая на замужестве. Дальше от образа мечтательной и волевой девчонки не останется и следа. Появится некая карикатура, даже пародия на женщину с неустроенной судьбой. Инфантильная, ветреная, отчаянная и деловитая Тони выйдет и во второй раз замуж, но опять-таки неудачно. Актриса будто и сама посмеивается над своей героиней, иронизирует. Над ее манерами, наивностью. Воинствующая эстетка, она не может жить в городе, где "торт едят с ножа". Хотя кажется, что ей нравится не столько сам светский статус, сколько игра в него.

Старший сын консула Томас (Илья ИСАЕВ) тоже женится по расчету на холодной, молчаливой красавице пианистке Герде (Оксана САНЬКОВА). Он серьезен, пытается соответствовать семейному статусу, но понимает, что правила и законы, соблюдавшиеся веками, не сделают его счастливым. Так же как и брак по расчету. В его деловитых руках, после смерти отца, кажется, семейной фирме ничего не грозит, но даже он со своей хваткой не сможет уберечь семейство от банкротства, хотя и станет сенатором. Томас, словно Гамлет, будет мучиться вопросом: кто он - интеллигент или делец. Ветреный Христиан (Виктор ПАНЧЕНКО) промотает свое состояние, заработает хроническую болезнь и наживет внебрачного ребенка, закончив свои дни в психушке. Вот и вся краткая история Будденброков, старательно записанная в большую книгу с золотым переплетом, похожую на подарочное издание Библии. Кстати, книга лежит на одной из скамеек, на которых в начале каждого акта поют герои, как в церковном хоре. Да и бога герои почитают и принимают как свод правил и законов, не более. Все меняется, за исключением служанки Иды (Татьяна МАТЮХОВА). Она будто и не замечает ни ссор, ни слез, ни смерти. С большим подрамником Ида появляется на сцене, когда кто-то умирает, и делает свою работу - наводит чистоту в доме. За серым холстом персонажи исчезают, как по мановению волшебной палочки.

Актеры будто и вовсе не играют героев, а скорее выдают свое отношение к ним. При этом, конечно, черты характера каждого строго соблюдены и узнаваемы. Отчасти это подчеркнуто еще и тем, что актеры читают роли от третьего лица. В результате все вместе простит сами образы Манна и слегка их приземляет, не умаляя ценности работы.

Художник Сергей Бархин воздвиг на сцене громоздкие балки, напоминающие своды некоего собора. По сравнению с ними сами герои кажутся мелкими. Ломаная конструкция "ржавого" едкого цвета как будто выдавливает из своего пространства все живое. И единственная, кто гармонична в нем, это Герда. Снежная королева в черном атласном платье с глубоким декольте на спине и геометрически идеально уложенными локонами. За все действие она не скажет ни слова, будет только играть на пианино и время от времени строго взглядывать на мужа. Оксане Саньковой удается воплотить не просто образ холодной красавицы, но даже показать статуарность своей героини, сделать образ живого человека по сути неживым. Ходячая скульптура, на которую можно только любоваться. Идеальная Будденброк.

В отзывах о спектакле говорится о сухости постановки, при том, что актерские работы довольно серьезные, о неясном режиссерском акценте. Что именно хотел сказать режиссер? О том, что действие идет ровно и ничего волнующего в нем нет. Нет подсказок Карбаускиса, на что обращать внимание зрителю. дело в том, что само действие похоже на жизнь семейства Будденброков, лишенную начинки - чувств, переживаний. Она подобна канцелярской книге с золотым переплетом, в которую они записывали все важные даты. Остался только один каркас. Вот и получилась черно-белая летопись, рассказанная именно так: сухо и скупо. Никто из них не говорит о счастье или о простых житейских радостях. Даже о своей дочери Эрике Тони вспоминает лишь изредка - занята только делами и деньгами.

В сцене, в которой умирает консульша (Лариса ГРЕБЕНЩИКОВА), каждый из ее детей чем-то занят: Тони ест, Томас читает письмо, а Христиан играет на пианино. Три поколения прожили жизнь - и только один по-настоящему счастливый миг, озарил эту семью - первая любовь Тони.
За плечами героев ничего не осталось: ни денег, ни прибыльного дела, ни даже семейного дома - ничего. На что они потратили все свои годы? Так может быть, смысл жизни не в этом? И не стоит тратить ее только на добывание денег, дорогих безделушек и положения в обществе? Она рискует превратиться в метрическую книгу, безнадежно однообразную.
Каждый ответит на этот вопрос по-своему.
Анна Коваева
"Театральный мир"
scroll top