Свобода в стиле рок
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Свобода в стиле рок

27.04.2012
После успешной постановки трилогии "Берег Утопии" драматург Том Стоппард вернулся на сцену Российского академического молодежного театра пьесой "Рок-н-ролл" - о детях цветов, коммунистах, чешских рокерах и древнегреческой поэзии. Новое творение в старых добрых стоппардовских традициях охватывает не один десяток лет. Начинаясь в 1968 году в Кембридже, в дни вторжения советских войск в Чехословакию, через разговоры о Дубчеке и Гавеле, через обыски и допросы, через подписание легендарной Хартии-77, действие приводит нас в 1990-й, на триумфальный концерт группы The Rolling Stones на Страховском стадионе в Праге. События исторические, знаковые, но сейчас уже порядком подзабытые: едва ли половина фамилий, которые звучат со сцены, отзовется в памяти российского зрителя, тем более зрителя молодого. И в поэзии Сапфо за три минуты диалога не разберешься. Секрет интереса публики к спектаклю в том, что драматург сделал главным героем своей пьесы молодого человека - Яна (в спектакле - Петр КРАСИЛОВ), для которого музыка важнее политики. Но и без политики, конечно, не обошлось. Так, Ян ввязывается в спор с коммунистом Максом (точная и острая работа Ильи ИСАЕВА), попадает в тюрьму за связь с "Пластиками" (чешская группа The Plastic People of the Universe). 

Режиссер Адольф ШАПИРО умело сочетал сценическое действие с классическими рок-хитами, подобранными Артемием ТРОИЦКИМ. Художник Александр ШИШКИН создал безусловную удачу спектакля - компактный железный занавес (намек, надеюсь, еще всем понятен?) с клетушками-квартирами, где так тесно, что если встать на допросе на стул, упрешься в потолок и будешь оправдываться в нелепом поклоне. Декорация, таким образом, становится фактически одним из действующих лиц, задает темп, выстраивает композицию, а не только подставляет ржавые стены видеопроекциям. Актерская команда играет с большой отдачей и, я бы сказала, несколько нагловатой свежестью.

Со сцены звучит "Wish you Were Here", по ржавчине декораций бежит простой перевод - именно его слова выводят во второе действие, где меньше политики, больше признаний и прощений, где развиваются первоначальные наметки любовных линий. Вот Ян признается постаревшему Максу, что совершил в отношении него предательство, вот сидит и пьет вино Эсме (актерская удача Рамили ИСКАНДЕР). Проекция пражского концерта "Роллингов", ностальгический припадок свободы, оглушительный крик "Мне все равно", диковатый танец счастья - и вот уже герои спектакля растворяются в видеохронике 1990-го, становятся частью того зала, перемешиваются с той публикой. Лихорадочно живой рок-н-ролл на сцене РАМТа временами становится похож на душистые полевые цветы из венков хиппи. От этой свежести кружится голова, и проснувшаяся внутри свобода покачивается в такт бессмертной музыки.
Наталья Терещенко
Литературная Россия
scroll top