Ксения БРУСОВА: эссе для творческого конкурса студенческих работ
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Ксения БРУСОВА: эссе для творческого конкурса студенческих работ

28.05.2009
С театром у человека  глубокая духовная связь. В повседневной жизни нам часто приходится примерять разные маски (ведь каждый в душе немного актер). Театр существует вовне и  внутри каждого. Человек приходит в театр, чтобы вынести оттуда новые впечатления, идеи. Для меня - это еще и возможность почувствовать себя частью той реальности, которая воссоздается на сцене. После каждой пьесы возникает ощущение, как будто часть моей жизни сыграна. И эту часть, отголосок неслучившегося, я оставляю в театре.

Театр - это и поиск себя. В начале любой пьесы мне часто вспоминаются пастернаковские строки: "Гул затих. Я вышел на подмостки...". Сидя в зрительном зале, я погружаюсь в сценический образ и  словно тоже участвую в пьесе. Мое внутреннее зрение подсказывает, что "главного глазами не увидишь". Душу театра невозможно понять до конца, если не пропустить через себя пьесу и не стать ее частью. Театральные впечатления наслаиваются, застывают, составляя каркас представлений о человеке, истории, времени и пространстве в современном искусстве. Это еще один мир, особое измерение, допускающее свободное перемещение по странам и эпохам.

Театр способен слиться с реальностью и заполнить недостающие звенья. Это оказывается одинаково значимо для людей любого возраста, но прежде всего, для молодежи, которая не только открывает для себя современный театр, но и может изменить его.

Молодежный театр - это альтернатива следования традициям, поиск новых средств, нового языка, нового взгляда на время и пространство в театральной действительности. Спектакль может длиться несколько часов или целый день, следуя античной традиции.  Итальянская коробка сейчас уже лишь условность, которая может быть заменена. Опыт уличного театра - тому пример. Молодежный театр должен обратиться к поиску новых пространств. В самых неожиданных местах можно создать performance. Спектакль, созвучный дыханию жизни, в парке, на улице, в музее открывает новые возможности как для режиссера, так и для актера. Театр можно увидеть во всем, это свободное искусство, не привязанное к традиции. Он может существовать и в рамках нетеатрального пространства. Это особый вид искусства, который постоянно создает вокруг себя непрерывную цепь образов, открывает новые лица и жанровые формы.

Новое явление в современном театре - вербатим. Жанр, выходящий за пределы театрального пространства, в котором ценно собственно слово, помещенное в жизнь. Он позволяет представить любой повседневный диалог или поток сознания отдельного человека как форму искусства, заставить поверить зрителя, что творческое начало заключено даже в обыденных вещах. "Искусство для искусства"? Возможно. Слово как будто обрастает плотью, заменяет декорации, становится единственной действующей силой.

Театр - это не только единение со словом, которое всегда было неотделимо от драматического действия, но прежде всего синтез искусств.  Танец и музыка должны слиться воедино. Почему бы молодежному театру не обратиться к "музыке шумов", традиции экмелики, которую разрабатывал Штокхаузен (ведь результаты его работы могут быть использованы не только в кинематографе.) Театр способен соприкоснуться с жизнью не только посредством слова, но и через  бесчисленные скопления звуков, которые встречаются в окружающей действительности.

С музыкой неразрывно связан танец. Язык движений способен иногда передать гораздо больше, чем слова. Современному молодежному театру необходима культура танца, которая сейчас активно развивается, появляется много новых направлений. Интересно было бы использовать в спектакле элементы contemporary danse, хореографической импровизации или даже японского авангардистского танца буто, насыщенного символами. Танец способен оживить постановку, привнести в нее новые смыслы. Танцор, прежде всего, актер, который средствами хореографии создает характер.

Синтез искусств в постановке порождает свой особый язык, на котором происходит общение со зрителем. И если этот язык понятен, то из рассказчика актер превращается в участника диалога. Это особая форма театрального действительности, которая указывает на тесную духовную связь между зрителем и происходящим на сцене. Для меня театр - всегда диалог. А язык происходящего на сцене - наиболее интересная часть этого взаимодействия. Он может включать в себя не только элементы музыки и хореографии, но и средства кинематографа и фотографии.

Молодежный театр - это театр проб и ошибок, которому позволено сочетать несочетаемое и обращаться к  нестандартным формам. Как кино заимствовало многие драматические приемы у театра, так и театр может обратиться к находкам кинематографа, особенно, в работе со светом (создать черно-белый спектакль или "немую" пьесу.) Из фотографии можно взять принципы построения композиции снимка и перенести их  на построение сцены, поработать с цветовой палитрой и световыми эффектами. Молодежный театр поддержит одновременно два подхода:  утверждающий и свободный performance, и кинематографичность в театре. Каждый не освоен еще до конца. Открыть их широкой зрительской аудитории - дело будущего. Ведь в театре необязательно должно быть все гармонично, какие-то вещи могут вызывать и обратный эффект. Несомненно то, что театр должен оставлять след в душе, каждый спектакль запоминаться своими особыми находками, идеями.

Брусова Ксения Андреевна,
МГУ им. М.В. Ломоносова, филологический факультет, 3 курс

Ксения Брусова
scroll top