Ольга ДОВБЫШ: эссе для творческого конкурса студенческих работ
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Ольга ДОВБЫШ: эссе для творческого конкурса студенческих работ

28.05.2009
Почему современная молодежь не ходит в театр? Ответ очевиден - неинтересно. И именно в этом заключена причина популярности других, более динамичных, с точки зрения изменений и адаптации к реальности, видов искусства, как кино.

Для многих театр - это архаичный вид искусства, скучный и старомодный. Если посмотреть на современную афишу, скажем, Москвы или Санкт-Петербурга, уже не говоря о регионах, то большинство спектаклей - это постановки классиков. Наши режиссеры почему-то предпочитают рассуждать о вечных ценностях, обходя стороной современные проблемы. И их можно понять Постановка того, что уже ставили до тебя, автоматически ставит спектакль в ряд с уже существующими интерпретациями, которые можно использовать как некие ориентиры для собственного творческого поиска. А постановка нового текста - это, по сути, его перевод на язык театра, работа первопроходца.

К тому же наше общество, в отличии от европейского, все еще рассматривает театр как храм искусства, в который не должна допускать никакая мерзость современной жизни . Но эта самая современность ставит перед нами отнюдь не приятные вопросы и ситуации, о которых, тем не менее, надо говорить открыто и правдиво.

Для нас, молодого поколения, Чехов или Шекспир в театральной афише напоминают о скучной школьной программе. Да, вечные ценности нас волнуют, но лишь отчасти. А что действительно волнует сейчас? Учеба, карьера, мировой кризис, убийства журналистов в центре Москвы, конфликт с Грузией, поиск собственного я, любовь, самоопределение и многое другое. Но разве будут наши режиссеры говорить об этом со сцены? Зачем идти в дебри, если есть уже опробованные предшественниками тексты. Я совсем не против постановки классиков в театре, но в какой форме. Классические произведения хороши тем, что имеют способность сохранять актуальность. Поэтому даже самое старую пьесу можно поставить так, что она зазвучит по-новому. Или переписать ее современным языком. Этот прием не очень популярен в российском театре, для нас скорее характерна переоценка персонажей и событий, но в западном театре, особенно в немецком, это широко используется. Яркий пример такой постановки в российском театре - спектакль "Обломoff", который идет в Центре драматургии и режиссуры.

Молодежь будет ходить в театр, если театр станет тем островком свободы, где можно открыто говорить на волнующие темы, не рафинированным, а нормальным современным языком, где можно попытаться найти ответы, открыть что-то новое. Театр должен быть площадкой для дискуссии, а не для наставлений. Недавно в Москве в рамках внеконкурсной программы фестиваля "Золотая Маска" показали спектакль эстонского театра NO99 "Г.Э.П.". Молодые актеры говорят о том, что волнует их - об угрозе исчезновения эстонского народа из-за снижения рождаемости. Говорят так, что звучит очень убедительно. И хотя со сцены произносят и нецензурные слова, и резкую критику в адрес правительства, все это использовано обоснованно и к месту. При этом спектакль вовсе не пропагандистский или идеологический. Актеры ни в коем случае не утверждают, что эстонский народ самый лучший, наоборот идет тонкое рассуждение о том, что же такое нация, самосознание, самоопределение себя среди людей той же национальности.

На мой взгляд, именно такими должны быть постановки Молодежного театра. Актуальные темы, современный язык, резкая сатира. Такой театр будет привлекателен и интересен для молодежи.

Главная проблема реализации такого театра - это, наверно, отсутствие хороших, действительно стоящих театральных текстов. На слабость современной драматургии жалуются сейчас многие режиссеры. Но проблема не в том, что хороших текстов нет, а в том, чтобы их найти. Николай Коляда, например, ежегодно проводит фестиваль современной драматургии "Коляда-plays" и международный конкурс драматургов "Евразия". Мне кажется, что это очень хорошие и важный проекты, позволяющие молодым творцам показать свои работы, обсудить, услышать отклики и комментарии. Давайте проводить больше таких конкурсов, встреч и конференций всероссийского и даже международного масштаба, чтобы молодые драматурги могли развиваться, общаться и творить.

Наверно, причина непопулярности театра кроется также и по другую сторону рампы. Театральные постановки, представляющие собой высокое искусство, эстетическую ценность, как правило требуют интеллектуальных затрат от зрителя. Это уже не развлечение, как например, просмотр очередного кассового фильма или антрепризы, а напряженная интеллектуальная работа. Не все хотят, как сейчас выражаются, "напрягать мозги". А есть те, кто хотят, но не получается.

Поэтому я бы очень хотела, чтобы театры организовывали после спектаклей встречи для зрителей, на которых происходило бы обсуждение, разбор спектаклей. На этих встречах могли бы присутствовать театральные критики, режиссеры, актеры, общественные деятели и, конечно, молодежь, студенты. Такие проекты, организованные в формате дискуссий, помогали бы неподготовленному театральному зрителю понять все смыслы, заложенные режиссером в постановку, а также более глубоко и точно осмыслить, отрефлексировать и воспринять происходящее на сцене. А режиссеры и актеры получили бы возможность услышать живую реакцию на свою работу, комментарии и пожелания. Проект "Театр+" уже осуществляет подобного рода встречи, но это все-таки больше единичные, нежели регулярные проекты. Эти встречи-обсуждения могут иметь более широкий формат, рассматривая в рамках одной темы или проблемы несколько видов искусства - театральную постановку, фильм, книгу и т.д.

Современный театр движется в сторону взаимодействия и синергии с другими видами искусства и технологий. Все больше режиссеров используют в своих постановках видеоизображения. Несколько лет существует проект Культу.ru! и фестиваль "Театральная паутина", организаторы которого пытаются транслировать театральные постановки в реальном времени через Интернет. Я считаю, что это очень интересные и значимые изменения, оказывающие влияние не только на понимание театра как такового, но и на восприятие театральных постановок зрителем, в том числе молодым зрителем.

В заключении хотелось бы еще раз добавить, что Молодежный театр - это интерактивный театр, готовый на диалог со зрителей. Такой театр не избегает неудобных тем, а наоборот, открыто говорит о них со сцены, размышляет о них. Такой театр дает зрителям возможность поймать некий «интеллектуальный драйв», переосмыслить себя и окружающий мир, получить ответы на действительно волнующие вопросы.


Ольга Довбыш,
ГУ ВШЭ, факультет Менеджмента, 5 курс

Ольга Довбыш
scroll top