Алексей БОРОДИН: "На Сахалин артисты едут с большим энтузиазмом"
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Алексей БОРОДИН: "На Сахалин артисты едут с большим энтузиазмом"

02.07.2014
Федеральный центр, созданный в этом году по инициативе Министерства культуры, запустил масштабную гастрольную программу. 24 столичных театра отправятся в 27 регионов. В рамках программы "Большие гастроли. Театральное лето России 2014" Молодежный театр повезет спектакли на Северный Кавказ и Сахалин. О прежней гастрольной практике и ожиданиях от новой программы "Театралу" рассказал художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин.

Традиции гастрольной деятельности
Новое время как будто освободило театры от серьезных гастролей. В ситуации, когда государственных гастролей нет, выручают фестивали, в том числе "Золотая Маска", специальные гастрольные программы некоммерческих организаций. Например, по инициативе фонда Михаила Прохорова гастроли РАМТа прошли в Красноярске. И очень важно, что мы показали тогда не один-два, а сразу пять спектаклей, то есть фактически полноценно представили наш театр.

В 1970-е годы я работал в Кировском ТЮЗе, мы выезжали на гастроли на целые месяцы практически со всем репертуаром. Побывали в Северодвинске, Архангельске, Ижевске. И это была возможность не только работать, но и путешествовать по стране, лучше ее узнать. Гастроли проходили в мае или в сентябре, то есть в конце или в начале театрального сезона. К нам в Киров также на длительный срок приезжали известные театры: столичный Театр имени Станиславского, театры из Харькова, Екатеринбурга - их гастроли становились событием для жизни города.

В 1980-е годы РАМТ выезжал на гастроли в Уфу, Хабаровск и Красноярск, во время которых наряду со спектаклями проходили многочисленные встречи - в редакциях СМИ, на предприятиях, в школах, и, по традиции, в обкомах партии. Сейчас вместо партийных работников деятелей театра встречают руководители регионов.

В советское время театры жили в едином пространстве, встречались, подпитывались творческими идеями. В 90-е годы эта традиция, к сожалению, прервалась, и я надеюсь, что Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности ее восстановит.

Гастрольная программа для Северного Кавказа
В рамках проекта "Большие гастроли. Театральное лето России 2014" Федерального центра поддержки гастрольной деятельности в начале сентября РАМТ поедет в Нальчик и Черкесск. Мы везем наши аншлаговые спектакли, на которые даже в Москве трудно купить билеты - "Сотворившая чудо" и появившийся в рамках проекта "Молодые режиссеры - детям" "Бесстрашный барин". Спектакли для детей и подростков вообще очень редко вывозят на гастроли. Поэтому подобная забота государства о подрастающем поколении очень радует, ведь если с детства не привить любовь к театру, потом будет поздно. Программа еще будет дополняться, мы готовим план мастер-классов.

Какие сложности важно учитывать
Единственная сложность в организации гастролей - найти время. У театра есть собственные планы по выпуску спектаклей, есть свой ритм репетиций, который не хочется нарушать. Поэтому главное требование театров к гастрольным программам - долгосрочное планирование, на два года вперед как минимум.

Организационная помощь на месте тоже очень важна. Однажды на гастролях в Украине неожиданно возникла сложность - на сцене Театра имени Ивана Франко в Киеве до 16.00 шли репетиции. Поэтому монтаж нашей декорации затянулся и спектакль начали с опозданием на полтора часа. Зрители проявили завидное терпение - огромный переполненный зал не роптал, а ждал начала спектакля. Но лучше бы устроители гастролей не допускали подобных накладок.

Преимущества гастролей
Города с богатыми театральными традициями, такие, как Екатеринбург, Самара, всегда радуют приемом и уровнем зрительской культуры. Зрители интересуются нашим театром, ждут нашего приезда, а нередко после гастролей приезжают в Москву, чтобы посмотреть спектакли уже на родной сцене.

Иногда столичные театры играют премьеру на гастролях, ведь зрители в регионах более отзывчивы и благодарны. Кстати, такой традиции придерживался и Станиславский в отношении премьер Художественного театра - сначала показывали их в Туле или Костроме. В этом есть свои плюсы и минусы. Сегодня я настороженно отношусь к подобной практике, мы предпочитаем вывозить на гастроли уже проверенные спектакли. Но иногда позволяем себе эксперимент: например, грядущая премьера спектакля "Денискины рассказы" по произведениям Виктора Драгунского состоится в рамках театрального фестиваля в Самаре.

Возможность узнать свою страну
На ближайшие гастроли РАМТа, которые пройдут на острове Сахалин, артисты едут с большим энтузиазмом, ведь это места необыкновенной красоты. Гастроли дают уникальную возможность путешествовать. Можно побывать и на Чукотке, и в Испании. Это очень интересно и познавательно. Причем если раньше много времени уходило на то, чтобы смонтировать декорации и, главное, выставить световую партитуру, то сейчас современные технологии позволяют выделить время на знакомство с городом.

Помню, с каким воодушевлением и энтузиазмом Том Стоппард, известный британский драматург и режиссер, автор "Берега утопии", отправлялся в путешествие по России - от Москвы до Владивостока - на поезде. Причем он ехал не туристическим маршрутом, а как рядовой россиянин - в купе. "Это безумие!" - говорили мы ему. Однако Том хотел узнать нашу страну, а не просто увидеть ее глянцевую обложку. Я лично провожал его на вокзале, просил проводницу и начальницу вагона-ресторана бережнее относиться к иностранцу. Стоппард выдержал все испытания многодневного путешествия, был страшно горд собой и полученным ценным опытом. Зато увидел Байкал и Сибирь.
Марина Квасницкая
"Театрал"
scroll top