Юрий ГРЫМОВ: "Толерантность - это улица с двусторонним движением"
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Театральная пл., д. 2
Тел.: +7(495) 692-00-69
+7(495) 692-18-79
А А А

Юрий ГРЫМОВ: "Толерантность - это улица с двусторонним движением"

Юрий Грымов
Кликните на картинку для увеличения
28.01.2014
Заработав в рекламе громкое имя, Юрий Грымов все бросил и ушел в кино. Сняв "Му-Му" и "Казус Кукоцкого", мог пожинать кинолавры и дальше, но это был бы не Грымов. Он стал генеральным продюсером телеканала "Дождь" и без отрыва от телепроизводства поставил в РАМТе "Цветы для Элджернона" по знаменитому роману Дэниэла Киза. Премьера и стала поводом для разговора. О театре, кино, о людях с ограниченными возможностями.

- Это ваша четвертая постановка. Что побудило вернуться в театр?

- Если честно, был бы выбор, я выбрал бы кино. Но национальное кино исчезло: пять-семь фильмов в год - это несерьезно, если говорить в масштабах индустрии. Сегодня успех любого нашего фильма в том, чтобы он максимально был похож на американский. Мне это неинтересно. Я мог бы сесть на любимого конька и снимать нечто подобное "Казусу Кукоцкого" до бесконечности. Но это мне тоже неинтересно. Поэтому появился театр. Человек, считающий себя режиссером, должен поработать в театре. В кино я за секунду швабру научу играть, а в театре технологиями не обойдешься.

- Слабоумного Чарли операция на мозге превращает в гения. Но окружающие умника невзлюбили едва ли не больше, чем идиота. Трагедия инаковости режет душу каждого в зале. Вы потому и выбрали роман Дэниэла Киза?

- В этой истории две проблемы: наука, возомнившая себя вправе вмешиваться в "акт творения", и общество, отказывающееся принимать людей, отличных от большинства. Для начала стоит понять, что большинство людей не вписываются в модель нормы того времени, в котором живут. Ведь суператлет и гений - тоже вне нормы. Как применить ее к характеру, темпераменту, талантам?.. Наше общество очень агрессивно: присмотритесь, как люди разговаривают в магазине, в транспорте, как общаются с собственными детьми и близкими. А уж какими глазами смотрят в метро на инвалида... Театр должен напоминать человеку, что тот - человек. Ни один грешник не утрачивает способности летать, если способен двигаться к свету.

- О потребностях инвалидов и говорят много, и пандусы строят, и туалеты оборудуют, а на улицах их больше не становится.

- Проблема - в нас. В каждом, включая меня, вас и каждого, кто будет читать эту статью. Меня пригласили в жюри конкурса "Мисс Невозможное" среди девушек-колясочниц, и я с радостью согласился. Но в России 90% населения не знают, как общаться с этими людьми. Видя их особенности, мы острее начинаем воспринимать свои собственные. А многие ли хотят знать о себе всю правду? Проблема современного общества в том, что боимся мы в первую очередь самих себя, а вовсе не их, непохожих на нас. Культ стандартно-здорового молодого тела в последнее время просто зашкаливает.

- Если судить по телерекламе, в 40 лет жизнь вообще заканчивается...

- И работу найти нельзя, словно вся мудрость мира сосредоточена исключительно в 20-летних красавцах-здоровяках. Молодые смотрят на старших как на помеху - в карьере, в жизни, в погоне за успехом.

- В слове "терпимость" им слышится оттенок насилия над собой.

- Сегодня, как мантру, повторяют слово "толерантность" - по отношению к мигрантам, в первую очередь. Но толерантность - это улица с двусторонним движением: и по отношению к тем, кто приезжает, и по отношению к тем, кто живет. Корень межнациональных конфликтов в том, что унижены ведь все. Только разными способами. Наше государство так странно устроено, что все время какая-то часть его граждан попадает в категорию обездоленных: то вкладчики, потерявшие свои деньги из-за "обнуления", то обманутые дольщики, то пенсионеры с этой гадкой реформой, то инвалиды.

- Ваш спектакль поставлен. Что дальше?

- Давно вынашиваю идею снять фильм о Крузенштерне, о первой русской кругосветке. Я даже на бриге, названном в его честь, ходил в море. Не как турист. Но надежду на получение денег у государства я оставил. Не буду искушать судьбу, исписывая тонны бумаги, их все равно никто не прочтет. Пишу инсценировку для спектакля. Опять по книге, но по какой - говорить не буду. Какой театр пойдет на сотрудничество, тоже пока не знаю: задача неподъемная в плане постановки. Когда делюсь этим планом с близкими, они крутят пальцем у виска.

- А телевидение?

- Это разовый проект, а не дело всей жизни. Оно не питает - высасывает.

- Даже в такой уникальной среде, как "Дождь"?

- Даже. Это технология. Поток новостей. Завод. Театр и даже киностудию я бы заводом не назвал. Там важны чувства. Но на сегодняшнем телевидении чувства не нужны.
Виктория Пешкова
"Труд"
scroll top