Алексей БОРОДИН. От аншлага к аншлагу
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Алексей БОРОДИН. От аншлага к аншлагу

09.04.2010
В этом сезоне Российский академический Молодежный театр бьет все рекорды по количеству премьерных спектаклей. Это не гонка и не желание выделиться. С актерами хотят работать режиссеры мирового уровня. Билеты на спектакли раскупаются мгновенно. Вот уже 30 лет художественным процессом здесь руководит народный артист РСФСР Алексей БОРОДИН. К нему мы и направились поговорить о том, что же такое Молодежный театр сегодня.

- Алексей Владимирович, шестнадцать намеченных за сезон премьер - небывалое число. Откуда оно взялось?

- Просто накопилось очень много интересных идей, которые начали воплощаться еще задолго до этого сезона. Согласен, что присутствует некое ощущение безумия. Со стороны это кажется гонкой. Но постепенно возникали предложения, от которых нельзя было отказаться. Например, известие о том, что сам Миндаугас КАРБАУСКИС готов ставить в нашем театре спектакль. Разве можно было упустить такую возможность!

- А места в театре всем хватает для репетиций при таком количестве параллельных творческих процессов?

- Места мало. А больше всего не хватает сценического пространства. Есть большая сцена. Еще придумали наверху маленькую сцену, а потом один репетиционный зал превратили в Черную комнату - покрасили стены, поставили аппаратуру. Нам бы для полного счастья ещё столько же!

КАРБАУСКИС вообще репетировал в фойе. Мы отгородили ему территорию и обходили ее на цыпочках. Конечно, не все спектакли одновременно репетируются. Надо же учитывать и то, что многие актеры заняты сразу в нескольких постановках.

- Кстати, что вы думаете по поводу такого утверждения: актер - это не профессия?

- Считаю, что это в корне неверно. Я ведь сам занимаюсь педагогикой, поэтому могу точно сказать: сама методика актерского преподавания чрезвычайно внятная. Профессия актера напоминает мне профессию краснодеревщика. Человек имеет в руках конкретное "полено", но одновременно является и творцом, художником. Конечно, бывают гении, которые сразу интуитивно схватывают суть, но их мало. Профессию актера нужно осваивать и осваивать. А когда внутренняя планка у человека постепенно начинает снижаться, он тут же оказывается вне профессии.

- Когда выбираете материал к постановке, думаете о том, кто придет на тот или иной спектакль?

- Если мне, например, как режиссеру, пьеса интересна, то появляется надежда, что она станет интересна артисту, а потом и зрителю. Это сложный процесс. Желания угодить, понравиться не должно быть. А вообще к молодым зрителям надо относиться с верой. Нам интересно, о чем они думают, а им интересно, о чем думает театр. Так и возникает вольтова дуга между сценой и залом.

- Насколько знаю, вы проводите большую работу с молодыми зрителями...

- Да, еще какую! У нас функционируют Клуб искусств, где проходят встречи с актерами и режиссерами, театроведческая секция, семейный клуб для самых маленьких. Дети вместе с родителями после спектакля могут подняться на сцену, где для них начинается путешествие "в глубины" спектакля. Театр проводит много встреч со своими зрителями. Кшиштоф ЗАНУССИ, например, приехав в Москву всего на несколько дней, половину времени провёл именно на встречах с молодежью.

- Как вам удалось заполучить знаменитого польского режиссера?

- Случайно встретились. В Баку на кинофестивале, за завтраком. Он сказал тогда, что много слышал о нашем театре. С этого и началась дружба. Позже, когда началась работа Кшиштофа ЗАНУССИ над спектаклем "Доказательство", четверо наших актеров, занятых в спектакле, поехали на месяц в его усадьбу под Варшаву, жили там, репетировали. А потом уже вернулись в Москву и здесь довели спектакль до премьеры. В Польше репетиции длились три недели, здесь - дней десять.

- За такой короткий срок выпустили столь успешный спектакль?

- Представьте себе, за границей - это вообще стандарт. В среднем проходит пять недель со дня начала репетиций до дня премьеры. В России все по-другому. Известный английский режиссер Питер Брук, приезжая в Москву, всегда говорил, что мы здесь своего счастья не ценим и что идея репертуарных театров великолепна. Ведь актеры в таком театре могут собираться и репетировать долгое время, сам процесс становится чрезвычайно важным.

- Расскажите, как вы решились на постановку мюзикла "Алые паруса"? Любите романтичные произведения?

- Если бы я думал, что это романтичная сказка, то никогда бы не стал ею заниматься. Я прочитал пьесу Михаила Бартенева и Андрея Усачева - и вдруг произведения Грина "Бегущая по волнам", "Блистающий мир", "Алые паруса" открылись мне с другой стороны. Стало понятно, что этот человек пронес свою утопию, иллюзию, мечту сквозь жизненные бури, в которых жил.

Смысл ведь в том, что ничего мы не добьемся сказками и словами. Мы можем только через свой трудный опыт постараться не осесть в обывательской трясине. Ведь жизнь, по сути, - обыденность. А человек должен двигаться навстречу своим устремлениям, что бы ни случилось. Это и есть уроки мужества, силы. Если говорить в целом о нашем репертуаре, то "Алые паруса" в него прекрасно вписались.

- А что сейчас вы готовите к выходу на сцену?

- Репетирую одноактные пьесы Чехова. Премьера намечена в афишах Чеховского фестиваля на середину июня. Я целиком занят этой работой. После Занусси сцена освобождается. Наступает мой черед работать. (Улыбается.)

И вообще театр, по-моему, с каждым новым спектаклем должен как будто рождаться заново. Если театр стал стабильным - все, конец ему! Со стороны кажется, что там все в порядке, а на самом деле - это давно не так. Должен быть взгляд на себя самого и свое дело со стороны. Остановился, стал самодостаточным, самодовольным, тебе стало нравиться то, что ты делаешь, - ты на пути к концу.

- Алексей Владимирович, для чего вообще существует театр?

- Он облагораживает нашу жизнь. Но театр - это и потрясающая иллюзия. В нем есть тайна, которая влечет людей. Если игра, которая создается на сцене, содержательная, взволнованная, энергетически сильная, она многое может дать. Здесь, в театре, люди становятся абсолютно искренними. Театр всегда должен служить человеку, поддерживать его в сложное время. Мы воспринимаем жизнь как цепь мгновений. И только в театре они сконцентрированы. Театр дает возможность посмотреть на себя со стороны. И тогда возникают очень важные для человека вещи - самоирония и юмор…

Из динамика в кабинете Алексея БОРОДИНА раздался женский голос: "Добрый вечер, дамы и господа! Прозвучал первый звонок". Наша беседа на этом, естественно, закончилась. Сегодня в театре очередная премьера. И, как всегда, - аншлаг.
Ксения Редичкина
"Парламентская газета"
scroll top