Том СТОППАРД: "Интеллектуальное для меня - занимательно"
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Том СТОППАРД: "Интеллектуальное для меня - занимательно"

28.09.2011
Его жизнь похожа на сюжет фильма: он родился в Чехословакии в семье евреев, которые бежали в Сингапур от нацистов и, проехав через Индию, обосновались в Англии. В 18 лет Стоппард уже писал театральные критические статьи и стал известен благодаря своему едкому юмору. Сегодня, в 74 года, его считают одним из величайших драматургов своего времени. Он также работал сценаристом в кино ("Влюбленный Шекспир") и, как гласит легенда, писал таким гениям как Спилберг и Лукас. В Национальном драматическом центре и потом в Независимом театре Барселоны будет показано одно из величайших его произведений, "Берег утопии", которое рассказывает о крушении политических иллюзий в России конца XIX века. Вчера Стоппард побывал в Мадриде, чтобы представить спектакль.

- Термин "стоппардианский" подразумевает смешение философских понятий с иронией и остроумием. Зрителей ждет восемь часов философского театра или будут передышки на юмор?

- Когда пьеса представлялась в Лондоне и Нью-Йорке, комический аспект был очень важен. В Нью-Йорке публика смеялась даже чересчур много. Я на самом деле всегда писал комедии, какой бы серьезной ни была тема. Однако в "Береге утопии" философия действительно превалирует над развлечением. В любом случае, это вопрос вкуса, потому что для меня любые интеллектуальные вопросы занимательны.

- Пьесу играет Российский академический Молодежный театр. Выступаете ли вы за оригинальную версию, в том числе и для театра, особенно когда речь идет о чем-то настолько интеллектуальном?

- На самом деле пьеса не настолько уж интеллектуальна. Прочитать ее - это не провести всю ночь, готовясь к экзамену в университете. Это произведение, которое рассказывает о любви, о дружбе, о браке, о детях… Да, это интеллектуальное путешествие. Но это и путешествие персонажа от молодости к зрелости, становление его идей о справедливости и обществе. Что касается версии с субтитрами, я считаю, что дубляж - это чудовищно. Голос актера так же важен, как и его лицо.

- Вы рекомендуете смотреть спектакль целиком в субботу или лучше посмотреть ее в три разных дня?

- Я попытался написать произведение из трех частей, которые можно было бы смотреть в любом порядке. Но, если зритель способен на это, я считаю, что лучше всего смотреть спектакль сразу целиком. Таким образом он уйдет из театра с чувством выполненного долга.

- Вы очень рано начали карьеру театрального критика. Насколько сегодня важны театральные критики?

- В Москве театральную критику изучают в течение трех лет! В Великобритании такого нет. В любом случае, быть критиком - это одно, а с другой стороны есть все эти люди, которые пишут комментарии в прессе, как кулинарные критики. Можно ли сделать то же самое с "Берегом утопии"? Все-таки в ресторане нет интеллектуального наполнения моей пьесы. Тем не менее, я считаю, что хороший критик должен понимать, что его мнение настолько же субъективно, насколько субъективно мнение кулинарного критика. Не думаю, что театральная критика возможна без личного отношения. Не существует ни универсального вердикта, ни абсолютной истины.

- Вы также пишете сценарии для фильмов. Но как режиссер вы выпустили только один фильм, "Розенкранц и Гильденстерн мертвы". Почему?

- Вопрос не в том, почему я не снял больше фильмов, как режиссер, а почему я снял этот, если я не режиссер. И никогда не хотел им стать. Кроме всего прочего, потому что для меня сложно ставить что-то, что написал не я. Парадокс был в том, что речь шла о скромном фильме и нам давали деньги только при условии, что режиссером становился я. Разве я Орсон Уэллс? Нет, совсем нет. Но об этом мы узнали потом.

- А правда, что вы тайно пишете сценарии Спилбергу и Лукасу?

- Нет. Я не их "литературный негр". Просто у меня есть друзья, и иногда они просят моей помощи с парой страниц. Это нормально, это как попросить у соседа лимон или сахар. Мне ничего не стоит просмотреть несколько страниц, я делаю это перед сном. Потом я возвращаюсь к своей жизни, к своей работе в театре, которой занимаюсь уже несколько лет. Я восхищаюсь великими деятелями кино, такими как Спилберг, так что для меня честь сотрудничать с ними.
Olga Pereda
El Periodico de Catalunya
scroll top