Рамиля ИСКАНДЕР: "Профессия "актер". Вчера, сегодня, завтра"
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Рамиля ИСКАНДЕР: "Профессия "актер". Вчера, сегодня, завтра"

23.12.2012
Встреча "Театроведческой секции" и клуба "Премьера" с актрисой РАМТа Рамилей Искандер

Актриса Рамиля ИСКАНДЕР, работающая в Молодежном театре без малого десять лет и сыгравшая за это время, ни много ни мало, восемнадцать ролей - настоящий профессионал и мастер своего дела. Ее талант признан критиками и коллегами, оценен зрителями.

Наша гостья по-настоящему "синтетическая" актриса, в совершенстве владеющая голосом, пластикой, без боязни участвующая и в классических, и в экспериментальных, и в музыкальных постановках, снимающаяся в сериалах и полнометражных фильмах, и даже в абсолютно отдельных фильмах "не для всех", озвучивающая и дублирующая мультипликационные и художественные фильмы.

Приглашая на встречу человека, столь полно овладевшего профессией и столь востребованного сегодняшним театром, мы, конечно же, ожидали услышать что-то, что поможет нам по-особенному почувствовать сущность актерского дела. И это получилось.
 
Рамиля Искандер понимает предназначение актерской профессии в самом высоком его смысле. По ее мнению, оно состоит в том, чтобы проникать в сердца зрителей, на тончайшем энергетическом и эмоциональном уровне взаимодействовать с ними, служить проводником между разными людьми и таким образом что-то менять в них к лучшему. Настоящий дар этой профессии заключается в том, что у актеров есть колоссальная возможность оказывать влияние одновременно на шестьсот-восемьсот зрителей. Конечно, на каждого из зрителей обаяние того или иного актера действует в разной степени, но даже если один человек ушел не равнодушным со спектакля, то старания и силы его создателей уже были потрачены не зря.

И сущность профессии актера во все времена остается такой. А вот некая ее конфигурация - меняется. Профессия усложняется. Современный актер должен быть "синтетическим". Традиционно под этим термином подразумевалось следующее: актер должен был в равной степени владеть искусством "театра представления" и "театра переживания", должен был высокопрофессионально владеть искусством сценической речи, то есть говорить, так, чтобы было слышно в последних рядах третьего яруса, должен был петь, танцевать, владеть искусством пантомимы, должен был вполне профессионально выполнять некие акробатические трюки. Сегодня понимание этого слова стало значительно более широким. В нынешнем театре существует огромное количество режиссерских систем, жанров, стилей, и с каждым годом их становится все больше. "Синтетический" актер должен в каждой системе находить себя, уметь в каждой из них существовать.

Мудрость Алексея Владимировича Бородина, художественного руководителя РАМТа, заключается в том, что он допускает до работы в своем театре разных режиссеров, которые ставят совершенно разные по стилю, жанру, по способу существования спектакли. И таким образом, помимо прочего, воспитывает это качество в актерах своей труппы.

В.И.Немирович-Данченко говорил: чтобы актер состоялся, необходимо три составляющих - талант, работоспособность и удача. Очень важно оказаться в нужное время в нужном месте. У Рамили Искандер таких моментов в жизни было несколько. Так, например, при поступлении в театральный институт она попала на единственный курс Наума Юрьевича Орлова, в тот момент художественного руководителя Челябинского театра драмы, ученика Марии Осиповны Кнебель. С периодом его работы связан расцвет руководимого им театра. Будучи студенткой курса Орлова, Рамиля не только оказалась вовлеченной в цепочку преемственности, начатую у самых истоков русского режиссерского театра, но и получила возможность уже на первом курсе начать работать в профессиональном драматическом театре, что является большой редкостью в провинции и большой удачей. Конечно, было не просто. Но это именно и было той самой школой, через которую нужно было пройти, чтобы получить заряд силы, профессиональной и человеческой.

Умение поймать "нужный момент" - тоже важное качество в жизни творческого человека, ведь надо постоянно быть "в форме", готовым к его приходу, обладать должным уровнем мастерства, энергии, и суметь воспользоваться данным тебе шансом. Для этого необходимо работать с утра и до позднего вечера, не позволять себе расслабляться и уставать. Постоянно тренировать силу воли. Ведь Рамиле Искандер, как и многим из нас, для того, чтобы постоянно поддерживать себя в форме, необходимо подключение воли. Одна из любимых цитат актрисы принадлежит Карлосу Кастанеде, который говорил, что "воля – это то, что заставляет тебя побеждать в тот момент, когда твой разум говорит тебе, что ты проиграл". Именно воля помогает ей прорываться сквозь усталость, травмы, творческие депрессии, рабочие сложности (а актриса не может припомнить ни одной простой роли) и работать с удивительной самоотдачей в самых разных проектах.

Актерская профессия как, кубик Рубика, состоит из множества граней. Рамиля признается, что ей ужасно повезло, потому что она со многих сторон уже смогла этот кубик собрать. Но как только ты собираешь одну сторону, другие разрушаются.

В профессии, которой занимается Рамиля Искандер, происходит постоянный поиск, постоянное обновление. Ведь "живой театр" никогда не стоит на месте. В нем возникают все новые и новые направления, жанры, проекты. И все это требует от актера умения самому меняться, правильно настраиваться, быть в творческом тонусе.

Замечательной актрисе РАМТа Рамиле Искандер наверняка предстоит сыграть еще много самых разнообразных ролей в разных жанрах у разных режиссеров. Пожелаем же ей работоспособности, которой ей не занимать, силы духа в преодолении трудностей, которых тоже, видимо, будет немало. Быть всегда готовой к работе, в творческом тонусе. Быть востребованной в профессии. Творить добро, как сама она понимает главное назначение своей профессии. Любить и быть любимой зрителями.
scroll top