МАКЕТ В РЕФЛЕКСАХ АКВАРЕЛИ: Станиславу Бенедиктову 75 лет
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Театральная пл., д. 2
Тел.: +7(495) 692-00-69
+7(495) 692-18-79
А А А

МАКЕТ В РЕФЛЕКСАХ АКВАРЕЛИ: Станиславу Бенедиктову 75 лет

Кликните на картинку для увеличения
14.04.2019
Станислав Бенедиктов прекрасно известен театральному миру как замечательный театральный маэстро, профессионал экстра-класса, главный художник РАМТа, сценограф таких постановок как "Капитанская дочка", "Отверженные", "Берег утопии", "Алые паруса", но далеко не всем знаком его малый жанр, изнанка его творческого азарта: нежные акварели, рисунки пером, фломастером, камерные пейзажи, наброски мелочей бытия… тут словно бы душа художника отдыхает от размаха задач, от трудного удела оформителя сцены с его прикладной природой соподчинения драматургу, режиссеру, спектаклю, театру и прочим бесчисленным утомительным подробностям существования плотника внутри корабля /спектакля/, который спускают на воду.

Всем правит прогулка.

Именно в этом лабиринте прогулок пера и кисти в тайной свободе от обязательств, в случайности эскиза, в незамысловатом мезальянсе с частным таится мощь зарождения спектакля… из зерна, из капли воды, дуновения ветра… Купол церкви, сугроб, бурелом, тропинка в поле, - вот по сути направляющие шестеренки творчества художника. Это умение управлять частностью замысла, сосредоточив взгляд на кончике карандаша, и выцарапывать линии древесной коры, мякоть снега, мордашку пса и дает в итоге Бенедиктову силу склона весеннего ручья, который виртуозно обтекает парусиной незримый контур замысла.

Вспомним "Большие надежды" Ч.Диккенса (1994) - основа в акварельном эскизе на слегка мятой бумаге, главное - пустошь небес, синька поднебесья, где нет никаких ранжиров и иерархий, нет перил и все же - на небеса вполне можно опереться душой, любая большая надежда всегда в одном шаге от нас - над головой небо вставлено рамой в судьбу героя.

Или "Берег утопии" Т.Стоппарда (2007), где из идеи философского парохода рождается образ России - накренившийся корабль, выброшенный на сушу (деревянные мачты, палуба, паруса-скрижали). В этом минимализме глубинная стратегия мастера.

И в "Нюрнберге" по Э. Манну (2014) - о трагедии прошлого, которое угрожает возвращением. Удивительно подана идея цены, уплаченной и за счет в ресторане, и по счетам истории. Суд как суть преступлений Третьего рейха. Мы одновременно и в зале суда, и внутри пивного ресторана. Осужденные вновь стали хозяевами жизни.

Этот же принцип сжатия смысла в освоении сценического пространства "Портрета" (2009): огромные багетный угол и планка роскошных рам становятся  матрицей мироздания по Гоголю - потеря лица во тьме, окаймленной бронзой/золотом. Одновременно это пюпитры для нот.

Емкий образ - золото дирижер обманутых душ.
И вечная тяга мастера к кораблю…
Есть что-то в этом романтически мальчишеское.

Незабываемы "Алые паруса" (2010), когда парус фрегата, раскрывающийся над зрительным залом, превращается в алое небо мечты; но миру грез угрожает реалия …взбегая накатывающей волной на ржавую поверхность вздыбленного гребня. Лишь красное пятнышко платья Ассоль пронзает густую синь пространства, становясь огоньком маячка.

Завораживает Дом с черным внутренним сиянием как сгусток фамильного Рока, в котором белизна проступает лишь посмертными масками уходящих в небытие героев "Участи Электры" Ю.О'Нила (2012); то серебристо-графитовый храм тайн -  отравляющий и хранящий мистические секреты, ауру ненависти, изящным зигзагом безжалостно чертит ломаные линии судеб.

Список снайперских решений легко продолжить, но…

Вглядимся в его сегодняшнюю работу. "Проблема" Т.Стоппарда (2019) втягивает в научные споры про сознание, мышление, альтруизм, эгоизм; человек  - под микроскопом института головного мозга. А над головой за стеклом (где гигантские оконные переплеты словно акцентируют крест) звездная высь, клубящиеся облака, водопады - вечность, вселенная. Неожиданное замечаешь в макете форма которого, будто голова персонажа с эскиза К.Малевича для оперы "Победа над солнцем", где был найден тот образ механического человека победителя мира… утопический образ ложной победы над солнцем.

Исследованиями нюансов этой утопии и градацией поражений человека последних столетий захвачены художественный руководитель РАМТа А.Бородин и его верный соратник С.Бенедиктов.

Народный художник России, Лауреат Государственной премии России (1985), Лауреат Премии города Москвы (2002, 2010), профессор Школы-студии МХАТ. Что ж, свой юбилей сценограф встречает в прекрасной творческой форме, список его побед наград и сотни работ не может не поражать. Впереди "Игроки" Н.Гоголя в Малом театре.

Напоследок о воспоминании маэстро про село Дощатое на Оке, просторы которого повлияли на эмоциональную память, и где в детстве был написан первый этюд плотины на реке. "Он сохранился у меня до сих пор. Как ни странно, это пристрастие к серо-серебристым тонам, вибрации белого сохранилось до сих пор, в этом плане я не изменился".

Удивительно, что опорой для мастера на всю жизнь стала именно плотина на реке.

Сдержать напор творчества.

Усмирить разлив фантазии.

Привести к общему знаменателю движение молекул.

Превратить стихию в красоту…
Ирина Решетникова
"Театральная афиша столицы"
scroll top