Кабинеты: Алексей Бородин, худрук РАМТа
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Кабинеты: Алексей Бородин, худрук РАМТа

Кликните на картинку для увеличения
24.10.2011
Рабочее место художественного руководителя Молодежного театра. Алексей Бородин занимает его 31 год, летом встретил в нем 70-летие, а в декабре отметит 90-летие самого РАМТа - на cегодняшний день самого эффективного и умного академического театра в стране.

Кабинет худрука Российского академического Молодежного театра Алексея Владимировича Бородина находится в здании театра на Театральной площади, в одной из комнат бывшей квартиры актера и режиссера Михаила Чехова, племянника драматурга. В кабинете ежедневно ведется работа над новыми пьесами, читки и первые застольные репетиции - в начале работы над спектаклем, и разбор полетов - после премьеры. "Самое главное в моем кабинете - это хорошая аура; тут совсем немного вещей, только необходимое, но есть атмосфера, которая создают и высокие потолки, и потрясающий вид из окна на Театральную площадь, на Малый и Большой театры. Правда, время от времени площадь скрывается в лесах. Раньше тут был сквер с яблонями и вишнями, более дикий и живописный, сейчас ее перестроили в более европейском духе".

До Бородина много лет этот кабинет занимал директор театра Константин Шах-Азизов. Его рабочий стол был найден худруком после переезда где-то на задворках театра, как и старые стулья - под кабинет их отреставрировали и заново обтянули.

За большим столом Алексей Владимирович работает, когда необходимо разложить много бумаг. Здесь же проводятся театральные совещания - худрука или директора театра: "Мы здесь репетируем - что очень хорошо. Я вообще очень люблю репетировать в кабинете, и у всех спектаклей первая, застольная часть работы проводится здесь. И здесь же труппа собирается после премьеры. Иногда в этой части кабинета проходят мои занятия со студентами ГИТИСа, с курсом, на котором я преподаю. Тридцать человек прекрасно помещаются на этих стульях".

У круглого столика в углу важная функция - он служит основой для традиционного чаепития с гостями театра в антрактах спектаклей: "Вообще гости в моем кабинете бывают часто, я люблю гостей".

На стене временно висит подробная схема театра, памятника архитектуры, со старыми и новыми фотографиями интерьера - в ближайшем будущем РАМТ ждет масштабная реконструкция.

Двери в кабинет всегда приоткрыты: "Люди ко мне заходят свободно, что иногда, конечно, мешает работе. С другой стороны - это способствует атмосфере и жизни кабинета". На стене рядом с дверьми традиционно висят афиши последних премьер и репертуар театра на ближайший месяц. В конце каждого сезона происходит ритуал: Алексей Владимирович сам снимает их, скручивает, и убирает в шкаф, в котором хранятся афиши всех спектаклей театра последних двадцати сезонов.

"Шкаф этот стоит со старых времен и наполняется всем подряд, тут нет никакой логики - в нем находятся не первостепенные пьесы, диски, книжки - случайный набор. Я все время собираюсь навести порядок, но никак не получается. Самая важная вещь в нем - это подарки Чулпан Хаматовой, привезенные из Амстердама. Когда-то мы работали над спектаклем "Дневник Анны Франк", главную роль в котором играла Чулпан - тогда студентка моего курса. И она поехала в Голландию, в Амстердам, чтобы увидеть дом, в котором жила Анна Франк, и привезла мне миниатюрную копию этого дома и портрет Анны. Когда-нибудь я обязательно приберусь в шкафу и уберу из него все лишнее, но фотография и сувенир всегда будут стоять здесь".

На шкафу стоят важные награды - "Гвоздь сезона", "Хрустальная Турандот" и другие. "Места им не хватает, надо бы повесить специальную полку, но в театре столько дел, что не доходят руки до этого".

Телевизор, который никто не смотрит, - самая дорогая вещь в кабинете. Попал в него случайным образом: во время запуска десятичасовой пьесы Тома Стоппарда "Берег утопии" телевизор был куплен специально для того, чтобы выставить в фойе и показывать зрителям ролик, приуроченный к спектаклю. "Потом встал вопрос - куда его деть? И поставили, как всегда происходит с такими вопросами, в моем кабинете. Мы им пользуемся, только когда смотрим какие-то DVD во время подготовки к спектаклю".

"А вот этот небольшой музыкальный центр - это очень важная вещь, музыку я люблю и слушаю во время работы, что-то, что немного било бы по нервам: Шостаковича, например".

На пианино, которое попало в кабинет тоже оттого, что его некуда было поставить, хранятся вещи, связанные со спектаклем Бородина "Алые паруса" - ключевой премьерой позапрошлого сезона. Это макет корабля со зданием театра на палубе, подаренный Алексею Владимировичу на семидесятилетие, фотографии со спектакля и премия "Звезда "Театрала", врученная за спектакль. На пианино играют редко, потому что его еще не настроили.

Макет декорации к спектаклю "Эраст Фандорин" по первой книге детективного сериала Бориса Акунина: "Тоже попал случайно. Изготовлен художником во время работы над спектаклем, на премьере стоял в фойе. Потом ко мне переставили. Вы же видите, тут, в общем-то, склад небольшой, но все находит свое место - попробуйте этот макет теперь отсюда убрать!"

"Цветы появились недавно, несколько лет назад, по идее директора театра. И я теперь страшно счастлив, что они здесь стоят, и я их отсюда никогда не уберу. И в театре мы поставили растения, зелень - это очень хорошо. Нет, поливаю не сам, у нас есть для этого Татьяна Васильевна, которая за ними ухаживает".

Суконный стол худрука покрыт стеклом (на нем ему работать удобнее), под которым лежат портреты Герцена - центрального героя самой громкой премьеры театра в 2000-е, "Берега утопии" ("я его не убираю, потому что он мне стал уже родным человеком"), американского драматурга Юджина О'Нила, над пьесой которого Бородин сейчас работает, и внуков режиссера. "На столе у меня никакого порядка нет, хотя я регулярно, где-то раз в сезон, пытаюсь его освободить. Но он обрастает бумагами все больше и больше. Дома такая же история - значит в этой обстановке я чувствую себя комфортно".

Компьютером в своем кабинете Бородин не пользуется: "Я не очень дружу с этим, компьютер у меня дома. Здесь - только любимая ручка".

Полка с подарками от друзей: "Дон Кихот - это очень важный для меня образ. И шикарный Чехов, привезенный из Томска в подарок, там стоит такой памятник. Здесь написано, что это босой Чехов глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего "Каштанки". Очень остроумно".

"Важная фотография. Я работал в Рейкьявике и ставил там два спектакля, первым из них был "Отцы и дети". И когда спектакль приезжал в Москву, труппа подарила мне эту фотографию. Люди, с которыми я там работал, - очень близкие мне, и поэтому фото висит над моим столом".

Фотографии: Алексей Калабин
Павел Грозный
"Афиша"
scroll top