Театр и люди в нем
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Театральная пл., д. 2
Тел.: +7(495) 692-00-69
+7(495) 692-18-79
А А А

Театр и люди в нем

Кликните на картинку для увеличения
20.06.2012
Добрую половину афиши театрального фестиваля "Норильские сезоны" составляют спектакли Российского академического Молодежного театра. Их постановки - "Сказки на всякий случай", "Эраст Фандорин", "Чехов-GALA", "Бесстрашный барин" - неизменно собирали аншлаги в Красноярске.
 
В огромном, но уютном зале Красноярского оперного театра даже для прессы свободные места оставались только на балконе. Однако журналистам воздалось: за считанные часы до премьеры "Чехов-GALA" ведущие артисты Молодежного театра вышли из-за кулис на неформальную конференцию. О том, что происходит за занавесом РАМТа, рассказывали актеры Петр КРАСИЛОВ и Нелли УВАРОВА, лауреаты Государственной премии народный артист России Алексей БОРОДИН и народный художник России Станислав БЕНЕДИКТОВ.

Игра началась

На встречу без галстуков московские лицедеи пришли и без масок. Говорили охотно, искренне, обо всем и, как говорится, не "по формату". Хотя формат самой конференции был четким: гостям раздали вопросы от читателей, в шутку предложив почувствовать себя на ЕГЭ. Да и сами артисты поднимали темы без лишних просьб. Причем темы довольно личные. Лауреат премии Правительства России, профессор и режиссер, от чьих постановок бегут мурашки по коже, Алексей Бородин вспомнил свое необычное детство. Детство, которое до 13 лет проходило в Китае.

"Слава Богу, что мы вернулись в Россию в 1954 году! - рассказал Алексей Владимирович. - Судьбы тех, кто приехал на несколько лет раньше, были исковерканы. С детства у меня особенное понятие слова Родина - я очень люблю русский язык, музыку, книги, советское кино... Мама хотела, чтобы мы поехали в Россию, хотя многие уезжали в благополучные условия в Австралию, Канаду".

Позже в страну своего рождения Алексей Бородин возвращался уже как русский режиссер. На гастроли в Пекин он привозил чеховский "Вишневый сад": его ставили в зале, рассчитанном на 2000 мест. Кстати, про Чехова вспоминали еще не раз. "А сегодня может родиться Чехов или он такой один?" - вытащил "билет" член-корреспондент Российской Академии художеств Станислав Бенедиктов. Задумался:

"Нет, ведь он возник на другой почве: на высокой культуре, интеллигентности, на потрясающей простоте, чувстве юмора по отношению к себе, любви к людям. Сегодня такой гармонии ожидать трудно. Хотя жизнь меняется, в нашей литературе идут глубинные процессы, просто мы их не видим. Наверняка где-то подготавливается новый Чехов".

Чехова как он есть РАМТ представил красноярцам в композиции "Чехов-GALA". На одном пространстве, в границах одних и тех же декораций уместились пять одноактных пьес драматурга. Герои "Медведя" проходили мимо персонажей пьесы "Юбилей", по дороге переступая через упавшего в обморок жениха Ломова из "Предложения"...

"Я понял, что эти комедии можно перемешать - ведь в этом вся наша жизнь! - объяснил свой замысел режиссер Алексей Бородин. - Самое главное, чтобы людям было тесно. Очень тесно! Это похоже на то, как мы живем. Как толчемся в метро, не замечая других людей, суетимся, торопимся. А классику надо ставить только тогда, когда она имеет прямое отношение к нашей сегодняшней жизни с ее ритмом, нервами и эмоциями".

Театр ради жизни

Впрочем, беспокойная современность сама подкидывает темы для новых проектов. Таких, как моноспектакль "Правила поведения в современном обществе", в котором героиня Уваровой просит зрителя быть готовым к черным полосам. Показательно, как в эпизоде невесте дарят на свадьбу кружева черного и белого цвета: на все случаи жизни, которая не всегда будет радостной и счастливой.

Самой актрисе тоже приходилось справляться с такими случаями, когда белое темнеет. Вероятно, поэтому шутливый вопрос про популярный сериал "Не родись красивой" обернулся трогательной историей. Случай всплыл в памяти Алексея Бородина: "Этот сериал смотрел мальчик с болезнью крови, который потерял веру в жизнь, не хотел лечиться. И когда его спросили, что ты хочешь, он попросил, чтобы пришла Катя (героиня сериала). Нелли приехала, как только узнала об этом! Потом нам сказали, что мальчик стал воспринимать пищу, принимать лекарства. Больше и добавить нечего".

Было заметно, что вопросы про "Не родись красивой" его главной героине набил оскомину. Однако единственной женщине среди гостей и дальше пришлось говорить на эмоциях. "Съемки начинались, как веселое приключение, праздник! Но когда у нас уже были зашкаливающие рейтинги, главный режиссер Александр Назаров вызвал меня к себе, - вспомнила Нелли. - Он сказал: "Нас смотрят дети. Они влюбляются в твою героиню и верят ей. Поэтому ты несешь ответственность за новое поколение“. На меня этот разговор настолько подействовал, что я начала спорить со сценаристами, думать о каждом слове и поступке своей героини. Мне стало важно, чтобы она достойно выбиралась из недостойных ситуаций. И до сих пор этот крест на мне".

Вскоре Нелли воплотила это понимание в действие: в проект "Наивно? Очень". Весь театр подключился к проблемам ребят с ограниченной жизнедеятельностью, в основном с психоневрологическими диагнозами.

Обсуждать проект с журналистами Нелли решилась недавно. "Они взрослые по возрасту, но малыши по развитию. Единственное место в России, где им дают образование, это московский техколледж № 21. Ребята обучаются в керамической, столярной, текстильной, полиграфической мастерских, занимаются цветоводством. За четыре года они раскрываются, впервые чувствуют себя нужными. Чтобы это чувство не прекращалось, мы решили организовать для них рабочие места. Ведь они по-своему видят мир и делают потрясающие художественные произведения! Обычные люди интересуются их искусством. Так появился интернет-магазин, а недавно мы сделали выставку-продажу их работ в РАМТе. Там они соприкоснулись с незнакомыми людьми и не испугались. Мы делаем очень много, но наши действия пока хаотичны. О проекте узнают случайно - и в этом моя боль", - сетует актриса.

Семья без знака восклицания

Простой вопрос: "Что значит для вас театр?", заданный журналистами напоследок, собрал очень непохожие ответы. Москвичи вспомнили о партнерстве, о дружбе, о близости с залом, о первом рабочем дне...

Петр Красилов: "У человека, который подумывает стать актером, есть стереотип: за кулисами все конкуренты, плюют в спину, подкладывают кнопки, завидуют. Но в молодежном театре я ничего этого не увидел. Есть и другой штамп: театр - это дом. А вот это правда. За все время в РАМТе я не видел ни одного партнера, у кого в глазах была пустота, все хотят друг другу помочь".

Станислав Бенедиктов рассуждал о театре, обращаясь к сидящему рядом Бородину: "Это наша дружба со студенчества, мы уже 33 года в нем. Это союз людей, которые противостоят пошлости. Это прекрасная мастерская, в которой каждый раз идет эксперимент, риск на грани неуверенности, но с огромным уважением актеров друг к другу. Каждый спектакль - это не вершина, это цель".

"Да, сегодня людям сильно не хватает чувства локтя, - подхватил его друг. - Мы всегда говорим, что если на сцене будем вместе, то и в зале это увидят. А потом возникает контакт со зрителем - и это бесценное чувство! Мы уже не „перед“ залом, а "с" залом. И ради этого контакта существует театр".

Когда на вопрос начала отвечать Нелли Уварова, Алексей Бородин смущенно улыбнулся. Она вспоминала собеседование с режиссером в 2001 году, после того, как закончила ВГИК. Считалось, что после института кинематографии невозможно попасть в театральную труппу.

"Когда я поняла, что меня принимают в РАМТ, у меня выросли крылья! - заново переживала этот момент Уварова. - Пока я летала от счастья, мне позвонил заведующий труппой. Очень усталым, конкретным голосом он сообщил: "Театр - это дом, это ваша семья. Собственно, приходите на сбор труппы тогда-то, до свидания“. Это "добро пожаловать“ звучало почти с издевкой! Но прошло десять лет, и теперь я таким же голосом говорю новым ребятам, что наш театр - это семья и дом. Потому что ставить восклицательные знаки совершенно бессмысленно, когда ты в чем-то уверен".

К слову, красноярцы оказали столичным гостям радушный прием. Несмотря на то, что наши пожарные внесли корректировки в сюжет "Эраста Фандорина" и запретили главной героине Наташе Чернявской сжигать на сцене письмо.

"С этим спектаклем мы были в Киеве, Минске, Израиле, с нами приехал пиротехник высшего класса, и везде эта бумажка легко сгорала! - уже со смехом рассказывал об инциденте режиссер спектакля. - Зато взрывы я отстоял. А вообще зал у вас горячий, теплый и это прекрасно".

С таким "спасибо" артисты ушли на репетицию своего последнего спектакля на фестивале "Норильские сезоны".
Елена Николаева, Оксана Белоус
KRSKPlus.ru
scroll top