Лекарство от безразличия
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Театральная пл., д. 2
Тел.: +7(495) 692-00-69
+7(495) 692-18-79
А А А

Лекарство от безразличия

10.03.2021
9 марта отметил 70-летний юбилей режиссер РАМТа Владимир Александрович БОГАТЫРеВ. Выпускник ЛГИТМиКа, не просто ученик, но, можно смело сказать, последователь Зиновия Корогодского. Как и для его Мастера, для Владимира Богатырева актеры и зрители самых разных возрастов остаются "детскими человеками" или взрослыми детьми. Потому в каждом его спектакле возникают важные смыслы - на все времена... И, вероятно, именно по этой причине так много значит для режиссера понятие "команда" - единомышленники по ощущениям, по восприятию мира, по настроенности на одну волну.

Такую команду Богатырев обрел в стенах РАМТа, немало поработав в театрах Астрахани и Твери, Тулы и Новосибирска, Ленинграда-Санкт-Петербурга и Томска, Нижнего Новгорода, Челябинска, Норильска. Ставил спектакли и в московских театрах, в частности в "Et Cetera", где с большим успехом много лет шли постановки Юджина О'Нила и А.Н.Островского.

Невозможно и десятилетия спустя забыть один из первых спектаклей Владимира Богатырева на сцене РАМТа - режиссер написал инсценировку романа Э. Ажара "Жизнь впереди" и создал пронзительное по атмосфере и глубине чувств действо, в котором блистали артисты старшего поколения, Нинель Терновская, Иван Воронов, Михаил Андросов и совсем молодой Илья Ильин. И запомнились надолго "Жили-были..." Ф. Зальтена, "Поллианна" Э. Портер, "Идеалистка" А. Володина - удивительно нежный, чистый моноспектакль о любви....

Кто-то назвал спектакли Владимира Богатырева "играми воображения", но, думается, точнее было бы определить их как особое восприятие реальности - то, что должно и может сбыться, если очень стремиться. Вероятно поэтому режиссер часто сам создает инсценировки по тем произведениям, которые кажутся ему наиболее важными и необходимыми, чтобы выделить главное - ту самую "жизнь человеческого духа", что единственно способна органически соединить мечты и реальность, жизнь и искусство.

Уже много сезонов репертуар РАМТа украшает спектакль "Сказки на всякий случай" по произведениям Евгения Клюева, в равной степени понятный и интересный и детям, и взрослым. Именно с учетом этого Владимир Богатырев писал инсценировку и ставил спектакль, искусно сочетая элементы комические, иронические, нежные и откровенно шаловливые, острые и "приглушенные". Дополненная импровизациями, переодеваниями, этюдами эта причудливая "смесь" стала едва ли не одинаковой радостью как для артистов, так и для зрителей.

"Взявшись играть поучительные истории обыденных вещей, а также высоких материй типа "времени надежды или мечты", - писала Наталия Каминская, - актеры купаются не только в остроумных пластических наблюдениях, но и в точнейших психологических мотивировках. Что создает замечательный комический эффект и одновременно настраивает на печально-философский лад".

"Нечасто можно увидеть в театре сказку, которую актеры играют, будто решили вспомнить, чего ради они, собственно, когда-то в актеры подались", - справедливо добавляет Елена Груева. И необходимо отметить, что своим спектаклем Владимир Богатырев открыл нам имя почти неизвестного современного сказочника, еще раз обратившись к его творчеству в спектакле "Думайте о нас". И снова создал ту удивительную атмосферу доверительности, в которой каждому зрителю кажется, что именно к нему, к его чувствам, эмоциям, мыслям обращено все происходящее.

Но не только как веселый и грустный, мудрый и опытный сказочник являет себя в спектаклях Владимир Богатырев. Яркий пример тому - "Жизнь одна", действо, в котором режиссер соединил "Колымские рассказы" Варлама Шаламова и "лейтенантскую прозу" одного из неповторимых авторов этого особого жанра Вячеслава Кондратьева. В тесном союзе с артистами Богатырев затрагивает самые болезненные, самые тонкие струны души и не проходящей памяти для поколений тех, кто знает о войне лишь по книгам и фильмам. И та атмосфера доверительности, интимности повествования, которой режиссер владеет и как педагог, на протяжении длительного времени преподающий в мастерской Алексея Владимировича Бородина в ГИТИСе, помогла ему по-особому раскрыть каждого из молодых артистов.

В одном из материалов истории Российского молодежного театра о Владимире Александровиче Богатыреве сказано как о неутомимом сказочнике, предлагающем артистам и зрителям "лекарство от безразличия".

Вряд ли можно сказать точнее.

Здоровья, успехов Вам, дорогой Владимир Александрович, во всем и всегда!
Редакция
"Страстной бульвар, 10"
scroll top