О спектакле
Премьера состоялась 6 октября 2007 года.
Премия Правительства России (Алексей Бородин, режиссер) (2011)
Премия города Москвы в области литературы и искусства (Алексей Бородин, Станислав Бенедиктов, Илья Исаев, Евгений Редько) (2010)
Национальная театральная премия "Золотая Маска", специальная премия жюри драматического театра (2009)
"Гвоздь Сезона" (премия СТД РФ), главный приз - "Большой хрустальный гвоздь" (2009)
Международная премия Станиславского в номинации "Событие театрального года" (2008)
Театральная премия газеты "Московский комсомолец" в номинациях:
"Эксперимент года",
"Полумэтры" - Илья Исаев, Нелли Уварова (за роли Александра и Натали Герцен)
"Лучшая женская роль второго плана" в категории "Начинающие" - Ирина Таранник (за роль Любови Бакуниной)
Театральная премия Москвы "Хрустальная Турандот" в номинации "Лучший спектакль" (2008)
"Берег утопии" - это уникальный и самый масштабный проект современного российского театра. Это первая в России постановка трилогии английского драматурга Тома СТОППАРДА. Три спектакля - "Путешествие", "Кораблекрушение", "Выброшенные на берег" - 68 актеров, 70 персонажей, 8 часов сценического действия и 35 лет жизни героев.
"ВЫБРОШЕННЫЕ НА БЕРЕГ". Действие начинается в 1853 году в Лондоне. После краха европейских революций Лондон становится убежищем для политических эмигрантов всех национальностей, среди них Александр Герцен, его давний друг Огарев с женой Наташей. Изменилось мировоззрение Герцена - он против революций, он за реформы. Журнал "Колокол", который издавали Герцен и Огарев, имел огромное влияние в период борьбы за отмену крепостного права. Новый царь Александр II - царь-реформатор - читал "Колокол". В личную жизнь Герцена входит Наташа Огарева. Из сибирской ссылки бежит Михаил Бакунин. Взгляды Герцена и Бакунина расходятся. Бакунин - за разрушение государств, Герцен - за права личности.
Из аннотации к английскому изданию "Берега Утопии".
Издательство "Faber&Faber", 2002 г.
Отзывы зрителей на форуме РАМТа
"Берег утопии" - это очень пристальный и заинтересованный взгляд на
жизнь тех, с кем мы знакомы только по учебникам и хрестоматиям. Это
трилогия длиною в жизнь. Ее герои - Бакунин и Белинский, Герцен и
Огарев, Станкевич и Грановский, Маркс, Чаадаев, Тургенев - не
хрестоматийные персонажи, а живые люди. Не идеализированные и
"прилизанные". Это взгляд с Другого берега. Взгляд британского
драматурга, философа, мыслителя с мировым именем. Это время гибели
Пушкина и расцвета Гоголя, время революционных исканий и романтических
порывов. Время любви и страданий, споров и поиска смысла жизни.. Пока
герои заняты судьбами России и мира, возникают романы, распадаются
семьи, вырастают дети, умирают друзья…
Впервые "Берег утопии" был поставлен в 2002 году Королевским
Национальным Театром в Лондоне, в 2006 году - в Линкольн Центре в
Нью-Йорке. И только РАМТ решился выпустить все три спектакля
одновременно (части трилогии играются в один день - начало в 12.00,
15.30 и 19.00).
ТОМ СТОППАРД О ТРИЛОГИИ «БЕРЕГ УТОПИИ»:
"Меня никогда особенно не интересовало, где будут поставлены мои пьесы.
"Берег Утопии" - исключение. Я работал над трилогией четыре года. И с
первого же дня часто давал волю мечтам о том, как увижу ее в России.… И,
кажется, этот день может наступить". "Эта трилогия - своего рода
послание в Россию".
АЛЕКСЕЙ БОРОДИН О ТРИЛОГИИ ТОМА СТОППАРДА:
"Когда великий драматург, а Стоппард в ХХ веке - драматург номер один,
погружается в русскую культуру и историю, этого нельзя пропустить.
Мысли, которые заложены в этой пьесе, очень волнуют меня. Главная его
тема очень русская: поиск смысла существования. В этом поиске люди
бьются на смерть. Я убежден, что этот спектакль должны сделать лично я и
наш Молодежный театр. Работа предстоит грандиозная и очень сложная, но я
знаю, что в молодежной среде есть люди, которые ждут от театра не
только воздействия на «первую сигнальную систему", но и чего-то более
глубокого, серьезного".
АРКАДИЙ ОСТРОВСКИЙ О ТРИЛОГИИ ТОМА СТОППАРДА:
"В трилогии Стоппарда Герцен, Белинский, Огарев и Бакунин даются не как
портреты общественных деятелей в школьных учебниках и не как признанные
революционеры. Это молодые, непочтительные к старшим люди, которые
говорят о философии, любви и предательстве. Они влюбляются, впадают в
отчаяние, пытаются примирить личную свободу со всеобщей справедливостью,
их абстрактные идеи подвергаются проверке реальностью жизни". "Трилогия
Стоппарда - не комментарий к сегодняшней жизни России. Стоппард далек
от морализаторства и не делает никаких политических выпадов против
нынешнего положения в стране". "Пленительность трилогии Стоппарда
заключается в том, что это панорама России, увиденная глазами
британского драматурга" "Стоппард бережно возвращает России ее
собственный портрет. Но это портрет, который напоминает людям об их
утраченных чертах".
"Financial Times", сентябрь, 2003