Народный артист России
Лауреат Государственной премии России
Лауреат Премии Президента России
Лауреат Премии Правительства России
Лауреат Премии города Москвы
Лауреат Международной Премии К.С. Станиславского
Кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени
Уже более тридцати пяти лет, с 1980 года, Алексей Владимирович "у руля" Российского академического Молодежного театра. За это время ему удалось создать атмосферу тепла, доброты и доверия: зрителя - к актеру, актера - к режиссеру, режиссера - к актерам и зрителям. В театре царит "свежий ветер": новые идеи и решения, молодые актеры, смелые эксперименты и постоянный творческий поиск.
Алексей Владимирович Бородин родился 6 июня 1941 года в г.Циндао (Китай).
В 1968 году окончил ГИТИС по специальности "Режиссер драматического театра" (курс Юрия Завадского). С 1973 по 1980 год - главный режиссер Кировского Театра Юного зрителя.
C 1980 года возглавляет Российский академический Молодежный театр.
Спектакли
-
Проблема
+
Премьера состоялась 7 февраля 2019 года.
Казалось бы, современная наука может объяснить все. Человека уж точно! Он разобран на части и сложен обратно. Его клетки и гормоны рассортированы и разложены по полкам, как товары в супермаркете. И все-таки есть что-то, объяснению не поддающееся. Одни называют это душой, другие - сознанием, а главные герои пьесы Тома Стоппарда спорят о Проблеме. Молодые ученые из Института мозга уверены, что эгоизм и альтруизм, самопожертвование, любовь и ответственность можно рассмотреть под микроскопом. И не понимают того, что это не они исследуют Проблему, но Проблема целиком и полностью владеет ими.
-
Демократия
+
Премьера состоялась 14 октября 2016 года.
Весной 1974-го года в Западной Германии разразился "шпионский" скандал, стоивший Вилли Брандту поста канцлера Бундестага. Оказалось, что его личный референт Гюнтер Гийом - агент министерства безопасности ГДР, глаза и уши всесильной тайной полиции Штази в высших политических кругах Бонна.
Спектакль "Демократия" по одноименной пьесе английского драматурга Майкла Фрейна - это хроника головокружительного взлета и не менее стремительного падения "Дон Кихота" европейской политики Вилли Брандта, положившего начало объединению двух Германий, рассказанная от лица его "верного Санчо Панса" Гюнтера Гийома.
Это полифоническая авантюра, где документальный, туго закрученный шпионский детектив сплетается с психологической драмой, где свои на деле оказываются чужими, а чужие неожиданно могут стать своими, где вершители судеб и герои газетных заголовков предстают перед нами простыми людьми - неуверенными, сомневающимися, живущими зачастую не своей жизнью.
Алексей БОРОДИН: "Пьеса Майкла Фрейна "Демократия" продолжает важный для меня разговор о том, что мы разучились слушать, слышать и уважать друг друга. Мы отвыкли вести диалог, отсюда - бесконечный замкнутый круг одних и тех же проблем, невозможность исправить одни и те же ошибки".
Страница спектакля на Facebook
-
Последние дни
+
Премьера состоялась 2 марта 2018 года.
"Последние дни" - это театральный пасьянс, в котором сходятся не только вымышленные и реальные герои разных эпох, но и авторы, разминувшиеся в веках. Александр Пушкин рассказывает историю "Медного всадника" и тут же сам попадает в поле зрения Михаила Булгакова. А с высоты XXI столетия Борис Акунин наблюдает за в будущем великим, а пока еще юным царевичем Петром. В путешествии по историческому, литературному и сценическому лабиринту зрителя сопровождают ведущие артисты театра.
Алексей БОРОДИН: "Конечно, "Последние дни" - спектакль исторический, но вместе с тем - вневременной. Пьеса Бориса Акунина вроде бы повествует о юности Петра, но в ней уже проступают призраки омраченных клеветой "последних дней" Пушкина и III Отделения с его доносами. Довершает картину мерный стук копыт "Медного всадника". Ведь они стучат и по сей день. Мы должны их слышать и четко осознавать: все времена отражаются друг в друге. Это делает нас сильнее, хотя и отнимает надежду на счастливый финал…"
-
Нюрнберг
+
Премьера состоялась 10 октября 2014 года.
Премия газеты "Московский Комсомолец" в номинации "Лучший спектакль большой формы" (2015)
Гран-при Театральной премии СТД РФ "Гвоздь сезона" (2016)
В основу спектакля положен киносценарий Эбби Манна об одном из "малых Нюрнбергских процессов", на котором слушались дела нацистских судей.
Спектакль-размышление о конформизме в современном мире, когда даже самые страшные вещи превращаются в обыденные, о мере ответственности каждого за свою судьбу и - в конечном счете - за судьбу своей страны.
Возможно ли оправдать чудовищные поступки общим благом? Можно ли судить человека за то, что он подчинился приказу или закону?
Алексей БОРОДИН: "Этот спектакль продолжает разговор театра со зрителем о важных общечеловеческих вещах. Сильное и крайне актуальное сегодня, на фоне всеобщего соглашательства, высказывание о справедливости и ответственности".
Отзывы зрителей на форуме РАМТа
-
Эраст Фандорин
+
Премьера новой версии спектакля состоялась 22 марта 2017 года.
Спектакль, поставленный по первому произведению популярнейшей детективной серии самого модного российского прозаика Бориса Акунина, увлечет вас неожиданными поворотами загадочного сюжета, одурманит терпким ароматом времени, оглушит взрывами, заставит смеяться и плакать. Бестселлер Акунина сохранил на сцене и своеобразие литературного языка автора, и атмосферу романа, и невероятную динамику развития сюжета. И конечно, какой же детектив без погонь, трюков, стрельбы и взрывов.
Отзывы зрителей на форуме РАМТа
-
Инь и Ян. Белая версия
+
Премьера состоялась 23 апреля 2005 года.
Театральная премия газеты "Московский комсомолец" в номинациях "Лучший спектакль сезона 2004-2005", "Лучший мужской тандем" (А. Веселкин, А. Розин), "Лучший художник-постановщик" (С. Бенедиктов)
Премия "ЗОЛОТОЙ СЕЗОН" в номинации "Лучший спектакль сезона 2005-2006"
В одной очень приличной семье совершено загадочное преступление. Потом - еще одно. И еще… И еще… Подозреваются все! Но кто же окажется настоящим преступником, и что вынудило его на эти страшные злодеяния? Разобраться в этом запутанном клубке сможет только самый проницательный и догадливый сыщик Эраст Петрович Фандорин. А поможет ему в этом Маса - японец, не очень хорошо понимающий по-русски, но изо всех сил старающийся выучить этот странный язык. Зрителей ждет увлекательнейшее расследование, запутанная история убийств и похищений, загадки древних реликвий и таинственных заклинаний. И главное - неподражаемый аромат Востока, с его боевыми искусствами и древней философией.
Отзывы зрителей на форуме РАМТа
-
Инь и Ян. Черная версия
+
Премьера состоялась 23 апреля 2005 года.
Театральная премия газеты "Московский комсомолец" в номинациях "Лучший спектакль сезона 2004-2005", "Лучший мужской тандем" (А. Веселкин, А. Розин), "Лучший художник-постановщик" (С. Бенедиктов)
Премия "ЗОЛОТОЙ СЕЗОН" в номинации "Лучший спектакль сезона 2005-2006"
В одной очень приличной семье совершено загадочное преступление. Потом – еще одно. И еще… И еще… Подозреваются все! Но кто же окажется настоящим преступником, и что вынудило его на эти страшные злодеяния? Разобраться в этом запутанном клубке сможет только самый проницательный и догадливый сыщик Эраст Петрович Фандорин. А поможет ему в этом Маса - японец, не очень хорошо понимающий по-русски, но изо всех сил старающийся выучить этот странный язык. Зрителей ждет увлекательнейшее расследование, запутанная история убийств и похищений, загадки древних реликвий и таинственных заклинаний. И главное - неподражаемый аромат Востока, с его боевыми искусствами и древней философией. Этот детектив нельзя прочитать, его можно только увидеть.
Отзывы зрителей на форуме РАМТа
-
Алые паруса
+
Премьера состоялась 24 января 2010 года.
Премия "Звезда Театрала" в номинации "Лучший музыкальный спектакль"
"Алые паруса" - одна из самых романтичных повестей,
покорившая не одно юношеское сердце. РАМТ решил рассказать известную
каждому историю Ассоли через призму драматичной судьбы ее создателя -
Александра Гриневского.
Мир "Алых парусов" - это бедный рыбацкий поселок, таверна на
пристани, где пиво льется рекой, это жесткие рыбацкие сети и жестокие
шутки закаленных морем людей. Он построен на сцене из проржавевших
железных пластин - словно кусок корабля, застрявший на мели, посреди
"моря обид и горя невзгод", и отданный на растерзание Волнам и Ветру.
Наша Ассоль - девочка, доведенная до отчаяния ожиданием чуда,
беззаветно верящая, что однажды Он все-таки приплывет. Наш Грей -
взрослый, повидавший жизнь человек, уже не ждущий перемен.
"Алые паруса" -
это история о том, как тяжело сохранить свою мечту и не опустить руки
на пути к цели. О том, как важно хранить надежду, когда надежды других
погасли, и беречь свою веру в океане безверия. О том, что каждый вечер
кто-то обязательно должен зажигать огни маяка, даже если к берегу уже
сто лет не причаливал ни один корабль.
Отзывы зрителей на форуме РАМТа
-
Вишневый сад
+
Премьера состоялась 17 января 2004 года.
Приз фестиваля "Радуга" в номинации лучшая роль второго плана - Е. Редько, И. Исаев
Этот спектакль - простой и искренний разговор о том, что дорого и
понятно каждому: как важно любить, беречь и жалеть друг друга, как
трудно быть счастливым, как страшно оказаться один на один с бедой, о
том, как мы бываем ранимы и беззащитны, жестоки и самонадеянны... Герои
жили так же как и мы - на рубеже веков... Около ста лет прошло с тех
пор. Ушли в прошлое их лица и голоса. И теперь новые люди любят,
страдают, смеются, ошибаются... Изменилось ли что-то в нас за это время?
Отзывы зрителей на форуме РАМТа
-
Чехов-GALA
+
Премьера состоялась 19 сентября 2010 года.
Композиция по одноактным пьесам А.П.Чехова "Медведь", "Предложение", "Свадьба", "Юбилей", "О вреде табака".
Каждая история врывается в другую историю, прерывает ее, начало следующей - в момент остановки предыдущей. Калейдоскоп человеческих страстей, столкновений, абсурдных ситуаций, неосуществленных замыслов оборачивается фантасмагорией "веселого" Чехова, энергией его театральности, чередой актерских бенефисов.
Отзывы зрителей на форуме РАМТа
Спектакли прошлых лет
-
Большие надежды
+
Премьера состоялась 18 ноября 1994 г.
-
Береника
+
Премьера состоялась 21 сентября 1993 г.
-
Малыш
+
Премьера состоялась 26 июня 1984 г.
-
Лоренцаччо
+
Премьера состоялась 26 апреля 2001 г.
Конец эпохи Возрождения. В Италии - время великих злодеяний. Настала пора глубокой душевной замкнутости. Трагедия ушла внутрь семьи, и театром преступлений сделались не улицы, а наглухо запертые покои городских дворцов. Дворцовые интриги и заговоры, коварство, любовь и предательство. Семейство Медичи стоит в самой середине обширного и разветвленного цикла преступлений и жестокостей. В пьесе французского драматурга Альфреда де МЮССЕ (1810-1857), описаны реальные события тех лет. Что прячет под своими масками этот загадочный и кровавый карнавал? Какова природа зла? Могут ли благие намерения служить оправданием преступлению? Что такое компромисс и как он влияет на душу? Где предел человеческой подлости? Есть ли в этом мире место любви и доверию? Как гордый и независимый человек становится покорным и безмолвным рабом? Лоренцо Медичи - разочарованный, проникнутый трагическим отчаянием «сын века». Он был писателем и философом, а современники дали ему презрительную кличку Лоренцаччо. И чем ужаснее и низменнее была его жизнь, тем благороднее представлялся ему жест искупительного подвига. Только вот был ли подвиг? Эта пьеса - жемчужина мировой драматургии. Она часто ставится в Европе, а вот в России - большая редкость. Во Франции в роли Лоренцаччо блистал Жерар Филипп. В нашем спектакле эту роль исполняет один из самых ярких артистов Российского академического Молодежного театра Евгений Редько.
-
Наш городок
+
Премьера состоялась 13 марта 1993 г.
-
Ловушка № 46, рост второй
+
Премьера состоялась 26 декабря 1985 г.
-
Между небом и землей жаворонок вьется
+
Премьера состоялась 19 января 1989 г.
В спектакле звучал роман А.Дюбюка на стихи Г.Гейне "Не обмани" и песни The Beatles в исполнении участников спектакля. Использована музыка Ф.Коллинза, Б.Эно, Ж.-М.Жарра, Р.Планта-Дж.Пейджа, Р.Блэкмора-Р.Д.Дио.
-
Дома
+
Премьера состоялась 5 апреля 1990 г.
-
Сон с продолжением
+
Премьера состоялась 14 февраля 1986 года.
-
Марсианские хроники
+
Премьера состоялась 25 февраля 1999 г.
-
Дневник Анны Франк
+
Премьера состоялась 28 сентября 2000 г.
Премия Москвы в области литературы и искусства - Алексей БОРОДИН и Чулпан ХАМАТОВА (сентябрь 2001)
Посвящается Евгению Дворжецкому
-
Баня
+
Премьера состоялась 9 марта 1988 г.
"Баня" - одна из самых веселых вещей Маяковского. И - одна из самых тревожных, трагедийных".
Зиновий Паперный
"В середине 20-х годов Владимир Маяковский сказал о том, что в бюрократизме таится самая большая опасность, способная помешать строительству социализма. об этом написана "Баня". Тем она сегодня и дорога нам".
Нина Велехова
-
Берег утопии. Часть 1. Путешествие
+
Премьера состоялась 6 октября 2007 года.
Премия Правительства России (Алексей Бородин, режиссер) (2011)
Премия города Москвы в области литературы и искусства (Алексей Бородин, Станислав Бенедиктов, Илья Исаев, Евгений Редько) (2010)
Национальная театральная премия "Золотая Маска", специальная премия жюри драматического театра (2009)
"Гвоздь Сезона" (премия СТД РФ), главный приз - "Большой хрустальный гвоздь" (2009)
Международная премия Станиславского в номинации "Событие театрального года" (2008)
Театральная премия газеты "Московский комсомолец" в номинациях:
"Эксперимент года",
"Полумэтры" - Илья Исаев, Нелли Уварова (за роли Александра и Натали Герцен)
"Лучшая женская роль второго плана" в категории "Начинающие" - Ирина Таранник (за роль Любови Бакуниной)
Театральная премия Москвы "Хрустальная Турандот" в номинации "Лучший спектакль" (2008)
"Берег утопии" - это уникальный и самый масштабный проект современного российского театра. Это первая в России постановка трилогии английского драматурга Тома СТОППАРДА. Три спектакля - "Путешествие", "Кораблекрушение", "Выброшенные на берег" - 68 актеров, 70 персонажей, 8 часов сценического действия и 35 лет жизни героев.
"ПУТЕШЕСТВИЕ". История начинается в 1833 году в Прямухино - родовом
поместье будущего анархиста Михаила Бакунина. Друзья Бакунина -
Виссарион Белинский, Николай Станкевич, Иван Тургенев - подолгу гостили в
Прямухино. Их объединял страстный интерес к немецкой идеалистической
философии. Четыре сестры Бакунина разделяют это увлечение. Жизнь молодых
людей охвачена переизбытком любви и идеализма. Их манит Германия -
родина идеализма. В 26 лет Михаил Бакунин покидает Россию. Его новый
друг Александр Герцен, который увлечен вопросами социальными и
политическими, напутствует его: "Уже не за горами то время, когда от
чистых размышлений мы перейдем к революционным действиям".
Из аннотации к английскому изданию "Берега Утопии".
Издательство "Faber&Faber", 2002 г.
Отзывы зрителей на форуме РАМТа
-
Берег утопии. Часть 2. Кораблекрушение
+
Премьера состоялась 6 октября 2007 года.
Премия Правительства России (Алексей Бородин, режиссер) (2011)
Премия города Москвы в области литературы и искусства (Алексей Бородин, Станислав Бенедиктов, Илья Исаев, Евгений Редько) (2010)
Национальная театральная премия "Золотая Маска", специальная премия жюри драматического театра (2009)
"Гвоздь Сезона" (премия СТД РФ), главный приз - "Большой хрустальный гвоздь" (2009)
Международная премия Станиславского в номинации "Событие театрального года" (2008)
Театральная премия газеты "Московский комсомолец" в номинациях:
"Эксперимент года",
"Полумэтры" - Илья Исаев, Нелли Уварова (за роли Александра и Натали Герцен)
"Лучшая женская роль второго плана" в категории "Начинающие" - Ирина Таранник (за роль Любови Бакуниной)
Театральная премия Москвы "Хрустальная Турандот" в номинации "Лучший спектакль" (2008)
"Берег Утопии" - это уникальный и самый масштабный проект современного российского театра. Это первая в России постановка трилогии английского драматурга Тома СТОППАРДА. Три спектакля - "Путешествие", "Кораблекрушение", "Выброшенные на берег" - 68 актеров, 70 персонажей, 8 часов сценического действия и 35 лет жизни героев.
"КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ". Вторая часть трилогии охватывает годы с 1846 по 1852. Анархист Михаил Бакунин, писатель Иван Тургенев, революционер Александр Герцен становятся очевидцами французской революции 1848 года. "Это самое счастливое время моей жизни", - говорил Бакунин, но Республика не оправдала надежд, связанных с поиском свободы и справедливости. Александр Герцен, пережив крах своих политических иллюзий и ряд личных драм, проявляет силу духа, продолжая искать пути к совершенному обществу.
Из аннотации к английскому изданию "Берега Утопии".
Издательство "Faber&Faber", 2002 г.
Отзывы зрителей на форуме РАМТа
-
Берег утопии. Часть 3. Выброшенные на берег
+
Премьера состоялась 6 октября 2007 года.
Премия Правительства России (Алексей Бородин, режиссер) (2011)
Премия города Москвы в области литературы и искусства (Алексей Бородин, Станислав Бенедиктов, Илья Исаев, Евгений Редько) (2010)
Национальная театральная премия "Золотая Маска", специальная премия жюри драматического театра (2009)
"Гвоздь Сезона" (премия СТД РФ), главный приз - "Большой хрустальный гвоздь" (2009)
Международная премия Станиславского в номинации "Событие театрального года" (2008)
Театральная премия газеты "Московский комсомолец" в номинациях:
"Эксперимент года",
"Полумэтры" - Илья Исаев, Нелли Уварова (за роли Александра и Натали Герцен)
"Лучшая женская роль второго плана" в категории "Начинающие" - Ирина Таранник (за роль Любови Бакуниной)
Театральная премия Москвы "Хрустальная Турандот" в номинации "Лучший спектакль" (2008)
"Берег утопии" - это уникальный и самый масштабный проект современного российского театра. Это первая в России постановка трилогии английского драматурга Тома СТОППАРДА. Три спектакля - "Путешествие", "Кораблекрушение", "Выброшенные на берег" - 68 актеров, 70 персонажей, 8 часов сценического действия и 35 лет жизни героев.
"ВЫБРОШЕННЫЕ НА БЕРЕГ". Действие начинается в 1853 году в Лондоне. После краха европейских революций Лондон становится убежищем для политических эмигрантов всех национальностей, среди них Александр Герцен, его давний друг Огарев с женой Наташей. Изменилось мировоззрение Герцена - он против революций, он за реформы. Журнал "Колокол", который издавали Герцен и Огарев, имел огромное влияние в период борьбы за отмену крепостного права. Новый царь Александр II - царь-реформатор - читал "Колокол". В личную жизнь Герцена входит Наташа Огарева. Из сибирской ссылки бежит Михаил Бакунин. Взгляды Герцена и Бакунина расходятся. Бакунин - за разрушение государств, Герцен - за права личности.
Из аннотации к английскому изданию "Берега Утопии".
Издательство "Faber&Faber", 2002 г.
Отзывы зрителей на форуме РАМТа
-
Золушка
+
Премьера состоялась 23 сентября 2006 года.
"… никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу - большой, а сердце - справедливым..."
"Старинная сказка, которая родилась много, много веков назад и с тех пор все живет да живет, и каждый рассказывает ее на свой лад…" РАМТ рассказывает ее на языке современной хореографии, пластики и музыки.
Наша история вовсе не о том, как в полночь платье становится тряпьем, карета - тыквой, кучер - крысой, а кони - мышами и все хорошее заканчивается с последним ударом курантов. Нет, этот спектакль о том, как начинается хорошее: взмах волшебной палочки превращает Золушку в принцессу, к калитке ее дома лихо подкатывает уже знакомая золотая карета со знакомым кучером и знакомыми конями, а юный паж произносит знакомые всем нам слова: "Я не волшебник. Я только учусь. Но ради тех, кого люблю, я способен на любые чудеса".
-
В пространстве сцены
+
Премьера состоялась 22 декабря 2011 г.
Спектакль был поставлен в трижды юбилейном для РАМТа сезоне
2011-2012: театру исполнилось 90 лет, 75 из них он располагается в
здании на Театральной площади и 20 называется Российским Молодежным.
Мы собираем друзей, чтобы в нашем удивительном зале, в пространстве
нашей гармоничной сцены в спектакле-концерте без антракта показать наш
Театр во всем его разнообразии. Калейдоскоп номеров - каждый не более
2-х минут - которые никто никогда не видел: драматические монологи и
поэзия, сценическое движение, танец, вокал.
И в этом столкновении жанров, стилей, настроений - 90-летняя история
Театра. Театра, который хранит энергию тех, кто был до нас, для тех, кто
будет после нас. Во всем, что будет происходить на сцене, - наше
отношение к Театру, к жизни, к зрителю, к репертуару, к Дому.
-
Участь Электры
+
Премьера состоялась 26 октября 2012 года.
Последний спектакль сыгран 15 марта 2018 года.
"Участь Электры" - это трагедия столкновения человека с собственной судьбой, фатальная история семьи, разрушенной страстями, история любви и мщения, надежды и рока. В обстоятельствах, из которых нет выхода, герои О'Нила отчаянно пытаются вырваться за пределы судьбы, за пределы себя. Но можно ли начать жизнь заново, переступив через смерть?
Отзывы зрителей на форуме РАМТа
-
Портрет
+
Премьера состоялась 18 января 2009 года.
Фантастическая история одного превращения. Что стало его причиной:
слабость перед соблазнами или мистическое колдовство? Может ли талант
убить человека? Что происходит, когда на смену увлеченности и жажде
творчества приходит стремление к житейским удовольствиям, благополучию,
славе и богатству?
-
Одна ночь
+
Премьера состоялась 9 мая 1995 г.
К празднику 50-летия Победы
"Одна ночь" - практически единственная пьеса Е.Шварца, которая не имеет
сценической истории, хотя в литературно-театральных кругах всегда
вызывала живой интерес. Один из критиков писал: "Я смотрю на нее как на
автобиографию Шварца - никогда в его пьесах так ясно и непосредственно
не отражалось им пережитое..."
Евгений Шварц написал "Одну ночь", будучи в эвакуации, в городе
Котельниче Кировской области. Она произвла огромное впечатление на
Л.Малюгина, заведующего литературной частью БДТ им.Горького, который в
то же время находился в Кирове.
БДТ начал готовить пьесу к постановке. Был назначен режиссер,
распределены роли, художник В.Лебедев сделал эскизы декораций и
костюмов. Однако репетиции не начинались... из-за задерживающегося
распоряжения "сверху". Один из театральных начальников так
аргументировал отказ в своем "благословении": "Величественная блокада
Ленинграда должна быть воплощена в жанре монументальной эпопеи, а в
пьесе "Одна ночь" отсутствует героическое начало, ее герои - маленькие
люди, и этот малый мир никому не интересен..."
"Одна ночь" - это маленькая трагико-романтическая соната на тему чудовищной несовместимости хороших людей и войны. В пьесе нет ни единого отрицательного персонажа. И не единого героического монолога...
"Российский Молодежный театр поставил этот спектакль к дате - 50-летию Победы... "Одна ночь" - реализованная потребность души. Актеры хотели нешумно справить свой праздник, который лично им дорог. Премьеру сыграли 9 мая. Общий праздник помножился на собственный..."
Наталья Каминская, "Культура"
-
Отверженные. Часть I "Господин Мадлен"
+
Премьера состоялась 28 июня 1983 г.
-
Отверженные. Часть II "Баррикады"
+
Премьера состоялась 28 июня 1983 г.
-
Три толстяка
+
Премьера состоялась 1 октября 1980 г.
-
Поздний ребенок
+
Премьера состоялась 19 октября 1982 г.
-
Прости меня
+
Премьера состоялась 18 марта 1981 г.
-
Алеша
+
Премьера состоялась 10 апреля 1985 г.
Посвящается 40-летию Победы в Великой Отечественной войне
-
Антон и другие...
+
Премьера состоялась 26 декабря 1981 г.
Действие происходит с конца 60-х годов до настоящего времени.
-
Крестики-нолики
+
Премьера состоялась 3 апреля 1987 г.
-
Король Лир
+
Премьера состоялась 25 января 1992 г.
Алексею БОРОДИНУ под силу все: и придать новое звучание классике - "Вишневый сад", и вынести действие за пределы зрительного зала, например на знаменитую лестницу фойе, - "Береника", и поменять местами актеров и зрителей, посадив последних на сцене, - "Лоренцаччо", и поставить произведение, мало предназначенное для театральной игры, - детектив "Эраст Фандорин",
и впервые в России - вслед за Королевским Национальным театром в
Лондоне и Линкольн-Центром в Нью-Йорке, поставить русскую трилогию Тома
Стоппарда "Берег утопии", где за 8 часов сценического действия более 70-ти персонажей проживают 35 лет.
А.В. БОРОДИН ставил и в других театрах: в Московском музыкальном
театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, и за рубежом - в
театрах Берлина и Рекъявика.
В 1985 году за постановку спектакля "Отверженные" награжден
Государственной премией России.
За спектакли "Береника", "Наш городок" и "Дневник Анны Франк" - дважды удостоен
Премии города Москвы (1994, 2001).
В 1997 году награжден
Орденом Дружбы. В 2002 году -
орденом Почета.
В 2005 году стал лауреатом
международного театрального фестиваля "Радуга" (специальный приз им. З.Я. Корогодского "За строительство театра"), обладателем
Театральной премии газеты "Московский Комсомолец"
(за лучший спектакль сезона 2004-2005 - "Инь и Ян"), а также лауреатом
Международной Премии К.С. Станиславского за вклад в развитие театральной
педагогики.
В 2007 году стал лауреатом
премии "Чайка" в номинации "Патриарх" за вклад в искусство.
В 2008 году получил
премию "ЖЖивой театр" в номинации "Лучшая режиссура - мэтры" за спектакль "Берег утопии". На фестивале "Арлекин" удостоен
премии "За великое служение театру для детей".
В 2010 году -
лауреат Премии города Москвы за режиссуру трилогии "Берег утопии", награжден
Памятной медалью "Патриот России" и
Почетным знаком "За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации",
Памятной медалью в честь 150-летия со дня рождения А.П.Чехова "За большой личный вклад в развитие театрального искусства".
В 2011 году Алексей БОРОДИН награжден
Премией Правительства РФ за постановку трилогии "Берег утопии" по пьесе Т.Стоппарда, а также
Орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
в 2015 году стал лауреатом
Премии Президента РФ в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества (за вклад в развитие отечественного театрального искусства).
Много лет Алексей Владимирович преподавал в РАТИ (ГИТИСе), где воспитал целую плеяду молодых актеров, многие из которых работают
сейчас в нашем театре. За успехи в педагогической деятельности отмечен
дипломом и наградой Общественного фонда им. И.М. Смоктуновского.
Алексей Владимирович умеет учитывать вкусы как требовательного
взрослого, так и молодого, но не менее зоркого, зрителя и в то же время
он не идти у них на поводу, а следовать какому-то своему стилю. Не зря
говорят, что БОРОДИН ведет театр "своей колеей".
Алексей Владимирович всегда помнит, что у его театра "для юношества"
есть одна черта: "Именно в этом возрасте вечер, проведенный в театре,
может перевернуть душу. Поэтому помимо решения пространства, пластики,
переходов и прочих профессиональных вещей, самое главное в спектакле
это энергетика. Но она не может быть внешней, поверхностной. Очень
важно, чтобы каждая сцена толкала следующую сцену, и каждый вновь
приходящий человек подхватывал бы эту историю, чтобы история двигалась".
Смотрите также:
Алексей БОРОДИН: мастер-класс в рамках программы "Уроки режиссуры" Биеннале театрального искусства (2018) - видеоверсия на сайте телеканала "Культура".
Алексей БОРОДИН в программе "Главная роль" на телеканале "Культура" (2018) - видео на сайте телеканала.
Алексей БОРОДИН на портале "гЛАВ-театр": "Театр - позитивное дело" (2017) - видео на сайте.
Алексей БОРОДИН и Майкл ФРЕЙН в эфире программы "Культурный шок" на Радио "Эхо Москвы" (2016) - видео на сайте радиостанции.
Алексей БОРОДИН о "Демократии" в программе "Главная роль" на телеканале "Культура" (2016) - видео на сайте телеканала.
Алексей БОРОДИН в программе "Белая студия" на телеканале "Культура" (2016) - видео на сайте телеканала.
Алексей БОРОДИН в рубрике "Интервью" на телеканале "Москва 24" (2016) - видео на сайте телеканала.
Алексей БОРОДИН в программе "Дифирамб" на Радио "Эхо Москвы" (2016) - видеоверсия эфира.
Алексей БОРОДИН в программе "Главная роль" на телеканале "Культура" (2012) - видео на RU-tube.
Алексей БОРОДИН в рубрике "Худсовет" на телеканале "Культура" (2012), к 200-летию Александра Герцена - видео на RU-tube.
Алексей БОРОДИН в программе "Эксклюзив" на телеканале "НТВ-Мир" (2011) - видео на RU-tube.
Алексей БОРОДИН в программе "Главная роль" на телеканале "Культура" (2011) - видео на RU-tube.
Алексей БОРОДИН в программе "Треугольник" на 3 канале (2011) - видео на RU-tube.
Алексей БОРОДИН в программе "Городские истории" на телеканале "Столица" (2010) - видео на RU-tube.
Алексей БОРОДИН в программе "Эпизоды" на телеканале "Культура" (2003) - видео на RU-tube.
Читайте также:
Пресса
-
Алексей БОРОДИН: "В новом году хочу пожелать учителям умных начальников"
+
О чем хочется спросить творческого человека накануне Нового года? Конечно, о личных итогах и ярких впечатлениях года уходящего, а также о самых запоминающихся новогодних историях.
-
Алексей БОРОДИН: "Я все пропускаю через себя"
+
Я понимаю, что ситуация в данном конкретном случае и в более широком - безвыходна. И, как ни странно, мой позитив сейчас связан с этой мыслью. Когда мы понимаем, что ситуация неразрешима и не разрешится, - только тогда мы начинаем жить.
-
Алексей БОРОДИН: "Индивидуальность "вываливается" сразу"
+
Мне кажется, это правильно, когда человек приходит не себя утвердить, а максимально вложиться в театр, сделать все, что в его силах, чтобы театр этот двигался дальше.
-
Алексей БОРОДИН: "Не умничать, не заигрывать, не поучать"
+
Художественный руководитель РАМТа, один из крупнейших мастеров отечественного театра для детей, делится своими размышлениями о современном детстве и его эстетических запросах.
-
Алексей БОРОДИН: "Нельзя всех разом осчастливить"
+
Так утверждает художественный руководитель Молодежного театра Алексей БОРОДИН, стоящий у его руля 30 лет. Соседство с двумя такими "великанами", как Большой и Малый, не смущает ни лидера, ни коллектив. Он вне конкуренции, у него свой благодарный зритель, чего не скажешь о многих московских театрах. День и вечер у Алексея Владимировича расписаны по минутам, но нашему корреспонденту он все-таки уделил время.
-
Алексей БОРОДИН: "Те, кто приходит к нам, не хотят превращаться в толпу и жить по инерции"
+
Российский Молодежный театр отметил тройной юбилей - 90 лет со дня основания, 75 лет пребывания в здании на Театральной площади, и еще 20 лет прошло с тех пор, как ЦДТ стал РАМТом. Красивое сплетение цифр стало поводом для постановки "В пространстве сцены" - о природе театра, его настроениях, волнениях, противоречиях и загадках.
-
Алексей БОРОДИН: "Молодость театра не определяется возрастом"
+
В преддверии 90-летнего юбилея столичного Российского академического Молодежного театра художественный руководитель РАМТа, режиссер, народный артист РФ Алексей Бородин рассказал РИА Новости, как провоцировать творческую атмосферу и что талант - это подробность.
-
Алексей БОРОДИН: "Испанская публика сочетает темперамент с высоким интеллектом"
+
В октябре состоялись гастроли Российского Молодежного театра в Испании со знаменитым и очень любимым в Москве спектаклем-трилогией “Берег утопии” Тома Стоппарда. Он прошел с успехом, несмотря на сложность пьесы, построенной на русском материале, рассказывающей о людях, почти или совсем не известных в Кастилии и Каталонии. О гастролях в Испании “ЭС” беседует с Алексеем Владимировичем БОРОДИНЫМ.
-
Алексей БОРОДИН: "Том Стоппард научил нас гордиться тем, что мы русские"
+
После того, как увидишь спектакль, который прошел в три захода в предыдущие дни и сегодня будет сыгран целиком, а кроме того, после того, как поговоришь с самим Бородиным, можно придти к заключению, что, если бы утопия была материальным предметом, она была бы зеркалом.
-
Алексей БОРОДИН: "Человек в принципе не хочет серости"
+
Если бы я не был идеалистом, я бы не занимался таким эфемерным и ненадежным делом, как театр. Но, с другой стороны, я бы не смог работать, если бы не смотрел на свое дело как на профессию, то есть тысячу дел, которые я должен делать каждый день.
-
Алексей БОРОДИН: "Театру нужна наша любовь"
+
"Броуновское движение" и есть жизнь, существующая благодаря равновесию центробежных и центростремительных сил. Держать равновесие трудно, но всем в театре интересно - и нам, и зрителям. И если оно остановится, случится катастрофа. Остановка - это смерть.
-
Алексей БОРОДИН: "По натуре я не революционер, я - за эволюцию"
+
Я всегда старался пройти по жизни как бы сквозь. Мы не должны растворять себя в окружающей среде.
-
Алексей БОРОДИН: "Строительство театра - это бег на длинную дистанцию"
+
Одна из моих самых важных тем - свобода в несвободных обстоятельствах. И в этой парадоксальности - смысл и человеческой жизни, и нашей деятельности.
-
Алексей БОРОДИН: "У театра есть миссия противостояния"
+
Накануне своего юбилея известный режиссер рассказал о том, что наши надежды несбыточны, наши мечты неосуществимы, наши иллюзии наивны.
-
Алексей БОРОДИН: "Воронеж - очень театральный город"
+
Художественный руководитель Российского академического Молодежного театра Алексей БОРОДИН - один из самых известных и уважаемых режиссеров современности. С 5 по 8 апреля 2011 РАМТ покажет в Воронеже четыре спектакля. Три из них поставил Алексей Владимирович. Накануне начала гастролей режиссер дал интервью нашему порталу.
-
Алексей БОРОДИН: "Мат на сцене РАМТа не прозвучит никогда"
+
В этом году Российскому Молодежному театру исполняется 90 лет. Главный режиссер коллектива рассказал "Труду" о своих воспитанниках-актерах, своем легендарном учителе Юрии Завадском и о том, как делать искусство без скидок на слабое финансирование.
-
Алексей БОРОДИН. 100% Чехова
+
Спектакль Российского Молодежного театра "Чехов-GALA" прошел в рамках Международного театрального фестиваля имени Чехова. И это была одна из 13 премьер этого театра, выпущенных в "кризисный" сезон.
-
Алексей БОРОДИН: "Главное - не потерять контакта с людьми в зале"
+
В прошедшем театральном сезоне РАМТ был одним из главных ньюсмейкеров столицы: тринадцать премьер, из которых большая часть стала сценическим событием.
-
Алексей БОРОДИН. Разговор с главным…
+
...меня очень захватила форма пьесы, даже впереди содержания, очень мощного, потому что мне очень нравится игра со временем, перенос из одного в другое - вышел в дверь, а зашел уже через три года. В театре это вообще хорошо.
-
Алексей БОРОДИН знает, как во время кризиса выпустить семнадцать премьер
+
Российский Молодежный в этом сезоне оставил позади себя практически все московские театры по количеству премьер. Программа "Молодые режиссеры - детям" в исполнении выпускников-"женовачей" оправдала самые смелые ожидания.
-
Алексей БОРОДИН. От аншлага к аншлагу
+
В этом сезоне Российский академический Молодежный театр бьет все рекорды по количеству премьерных спектаклей. Это не гонка и не желание выделиться. С актерами хотят работать режиссеры мирового уровня. Билеты на спектакли раскупаются мгновенно. Вот уже 30 лет художественным процессом здесь руководит народный артист РСФСР Алексей БОРОДИН. К нему мы и направились поговорить о том, что же такое Молодежный театр сегодня.
-
Алексей БОРОДИН. Утопия театра
+
Российский академический Молодежный театр в нынешнем сезоне стал абсолютным рекордсменом по производству спектаклей, востребованных публикой и благосклонно встреченных критикой. Оказалось, что финансовые трудности преодолимы, когда есть решимость жить так, точно все в порядке. О том, насколько Утопия правит театром, мы беседовали с художественным руководителем театра Алексеем Владимировичем БОРОДИНЫМ.
-
Алексей БОРОДИН: "Я должен сделать так, чтобы в театре не застаивалась кровь"
+
В этом сезоне Российский академический Молодежный театр (РАМТ) идет на рекорд - выпускает шестнадцать премьер. Только что показанные "Алые паруса" стали восьмой премьерой. Таким образом, выполнена половина "стахановской нормы", взятой на себя театром.
-
Алексей БОРОДИН: "Абсурдная, несуразная жизнь вызывает не уныние, а оптимизм"
+
Руководитель Российского Молодежного театра выпускает грандиозный антимюзикл "Алые паруса" на музыку Максима Дунаевского.
-
Алексей БОРОДИН. Место, которое есть
+
А для кого тогда каждый вечер поднимают занавес, к примеру, в РАМТе? Вот с этим "детским" вопросом я и обратилась к художественному руководителю Российского молодежного - народному артисту РФ Алексею БОРОДИНУ.
-
Алексей БОРОДИН: "Молодежь имеет право быть разной"
+
Художественный руководитель Российского академического Молодежного театра Алексей БОРОДИН более тридцати последних лет в качестве собеседника и оппонента выбирает ту часть человечества, которая сначала годилась ему в сыновья, а теперь уже и во внуки.
-
Алексей БОРОДИН: "Мне близка тема утопии"
+
В четверг, 20 августа, в Российском академическом молодежном театре, который в Москве чаще называют РАМТ, прошли сбор труппы и объявление планов на новый сезон. Планы поражают своим размахом.
-
Алексей БОРОДИН: "Меня задевает потеря класса мыслителей"
+
"Берег утопии" репетировали два года. Вышла масштабная театральная акция. Это действительно победа. Так что сетования театральной общественности на то, что русский театр мысли, театр слова умирает, несостоятельны.
-
Алексей БОРОДИН: "Пусть музыка станет живописью"
+
"Фантастическая история одного превращения" выстроена режиссером скрупулезно, "до пальчика", выточена и огранена как драгоценное ювелирное изделие. Но при этом не оставляет мысль о мимолетности и эфемерности происходящего, об абсолютной импровизационной свободе артиста и музыкантов.
-
Алексей БОРОДИН. Верность высокой культуре
+
Сегодня театр живет насыщенной жизнью. А в прошлом сезоне здесь произошло событие необычайное - вышла трилогия "Берег утопии" выдающегося драматурга современности - оскаровского лауреата англичанина Тома Стоппарда. Это эпопея, написанная по истории и литературе государства российского. Она признана лучшим спектаклем прошлого сезона, завоевала множество наград и особо престижную Международную премию имени Станиславского.
-
Алексей БОРОДИН: "Два главных слова: "искренне" и "знаю"
+
В РАМТ меня привел не только спектакль "Берег утопии" - центральное событие прошлого театрального сезона. Меня интересовал и сам РАМТ, "московская Швейцария", мирно живущая под руководством Алексея Владимировича Бородина уже не одно десятилетие. В нынешнее время это и впрямь какой-то "берег утопии".
-
Алексей БОРОДИН: "Портрет" засел в моем мозгу, словно ржавый гвоздь"
+
О том, как возник театральный "Портрет", "Труду" рассказал его режиссер, художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин.
-
Алексей БОРОДИН: "Ради трудоголиков готов на все"
+
Если провести параллель с музыкой, то режиссера можно сравнить с дирижером. Раскрыть партитуру, прочитать пьесу так, как никто не читал, привнести свою "изюминку" - вот его первостепенные задачи.
-
Алексей БОРОДИН. Взрослые игры Молодежного театра
+
Алексей Бородин о планах на сезон 2008-2009
-
Алексей БОРОДИН. Реальность утопии
+
Спектакль "Берег утопии" по трилогии Тома Стоппарда о русских мыслителях XIX века идет 10 часов. В нем нет даже намека на эпатаж и попытки удивить зрителей невиданными технологиями. Откуда же его успех? Объясняет режиссер спектакля, худрук Российской ассоциации молодежных театров Алексей Бородин.
-
Алексей БОРОДИН. В Рейкьявик, к Тургеневу
+
...летал Алексей Бородин, чтобы поставить "Отцов и детей"
-
Алексей БОРОДИН. Взрослые дети
+
В Центральном детском театре шел спектакль "Ловушка № 46, рост второй" по пьесе Юрия Щекочихина. Я видел напряженные лица зрителей, их глаза... Ребята смотрели на сцену и узнавали себя, дни своей жизни - сегодняшней, наполненной страстями и конфликтами, болью и страхом, борьбой добра и зла - не сказочных, не придуманных, а взятых прямо с улицы, со двора, из подъезда.
-
Алексей БОРОДИН. Один Ассоль
+
Поговорки "На мой век хватит" или "После нас хоть потоп" - не про меня.
-
Алексей БОРОДИН: "Бесконечные поиски "Что дальше?"
+
Рассматривать Систему как скучную бытовую жизнеподобность и правдоподобность, как набор приемов, названий и обозначений - страшное заблуждение. Конечно, все основывается на живом человеке, но дальше важным становится художественное осмысление. Новые пространства "жизни человеческого духа" могут диктовать реакции, совершенно отличные от бытового реализма.
-
Алексей БОРОДИН: "Я всегда мечтал о театре, который был бы похож на университет"
+
Десятичасовой спектакль. Литературная основа - трилогия английского драматурга Тома Стоппарда. Материал - философские метания мыслителей второй половины XIX века. Результат - одно из самых ярких и успешных событий московского сезона 2007-2008 годов. Режиссер "Берега утопии", художественный руководитель Молодежного театра Алексей Бородин рассказал, почему всем оказались важны дискуссии столетней давности, можно ли шутить об Александре Герцене и чем хорош субботник в Ленинских горах.
-
Алексей БОРОДИН: "На Сахалин артисты едут с большим энтузиазмом"
+
Федеральный центр, созданный в этом году по инициативе Министерства культуры, запустил масштабную гастрольную программу. 24 столичных театра отправятся в 27 регионов. В рамках программы "Большие гастроли. Театральное лето России 2014" Молодежный театр повезет спектакли на Северный Кавказ и Сахалин. О прежней гастрольной практике и ожиданиях от новой программы "Театралу" рассказал художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин.
-
Алексей БОРОДИН: "Я не знаю ответов"
+
"Меня больше всего и волнует, и занимает, и интересует то, что в иных обстоятельствах идти на компромисс просто бессовестно. И оправдывать себя, свое бездействие, или, наоборот, свои поступки - грешно. Я думаю о том, что бывают такие времена, когда нельзя оставаться нейтральным и делать вид, что тебя происходящее не касается, что ты не видел, не заметил, не понял, был не в курсе".
-
Алексей БОРОДИН: "Сохранить себя и быть конформным - не получится"
+
"Нюрнберг" - это процесс после процесса, жизнь после смерти. Чистилище, которое люди проходят, но не угрюмое, обманчиво-веселое.
-
Алексей БОРОДИН: "Мир опять опрокинулся"
+
Принцип "Здесь я перешагну через себя, а там сделаю что-то хорошее", - не работает. В итоге человек все равно приходит к катастрофе.
-
Человека красят его деяния
+
Эти слова Овидия пришли мне на память во время встречи с художественным руководителем Российского Молодежного театра народным артистом РФ профессором Алексеем Владимировичем Бородиным. Они как нельзя лучше характеризуют этого самобытного художника, одного из непредсказуемых столичных режиссеров.
-
Алексей БОРОДИН: "Путь важнее, чем цель"
+
Алексей Бородин принадлежит к тем уникальным деятелям театра, о ком другие театральные люди не злословят. Если ему и завидуют, то исключительно белой завистью, ведь Бородин - безо всяких премий и наград, а их, конечно же, у него много - является человеком, олицетворяющим честь и достоинство нашего сегодняшнего театрального сообщества. А еще он обладает талантом и любовью к делу, которое точнее всего будет назвать "строительство театра". Этим Алексей Бородин занимается всю свою жизнь.
-
Алексей БОРОДИН: "Главная тайна человека - стремиться к недостижимому"
+
Может, в этом главная тайна человека - совершать невозможное, стремиться к недостижимому. Каждый из нас встает утром и начинает свой день. По-настоящему живут только те, кто после сокрушительного поражения все равно находят в себе силы идти вперед. Зная, что совершенства достичь невозможно!
-
Алексей БОРОДИН: "В театре нужен свежий ветер"
+
Я считаю, что каждый новый сезон надо начинать как первый, как новый день, и нужно, проснувшись, набраться сил, мужества, чтобы прожить его. Нужно новое дыхание, постоянное обновление. В театре нужен свежий ветер.
-
Строитель утопии
+
Бородин-режиссер - это прежде всего большая мысль. О человеке. В отточенной художественной форме. Она потому и важна так, эта мысль, что право на нее выстрадано ясностью жизненного рисунка, отчетливо личного, в какой бы ипостаси ни выступал - творца, отца, педагога, мужа, главы театра-дома. Мало у кого в современном российском театре такая неповрежденная репутация. Его интеллигентность почти несовместима с профессией, но остается основным условием совместимости с жизнью. Человек в высшей степени доброжелательный, он в той же степени и закрыт. Мы решили посмотреть на него глазами тех, кому позволено заглянуть за занавес, побывать за кулисами - сцены и жизни крупного режиссера.
-
Алексей БОРОДИН: "За интересные спектакли берусь решительно и жадно"
+
...если материал интересует с точки зрения содержания и художественного воплощения, берешься за него решительно и жадно. Идеальный вариант - когда есть осознание того, что ты не можешь это не делать.
-
Алексей БОРОДИН: "Мы принципиально не повышаем цены на билеты"
+
Ответственным надо быть прежде всего перед самим собой. А потом уже и появляется ответственность перед другими людьми, перед страной. Одно рождает другое.
-
Бородин и его семья
+
Редкий режиссер способен вызвать такую степень подключенности к тому, что он делает, такую степень заинтересованности, как будто ты находишься не по эту, а по ту сторону занавеса.
-
Алексей БОРОДИН: "Я всегда сравниваю жизнь театра с жизнью человека"
+
Самое опасное, когда наступает чувство самоудовлетворения. Каждый сезон - это новый путь. Все время надо что-то провоцировать. Я так свою должность и понимаю. Должно быть мне интересно в первую очередь, а потом - и другим. В моем утопическом представлении театр может влиять на зрителей, вести их за собой. Это наивные, наверное, мысли, идущие от моей юношеской любви к художественному общедоступному театру, который был идеалом Станиславского и Немировича-Данченко.
-
Алексей БОРОДИН: "Много лет занимаюсь проветриванием театра"
+
Каждый сезон я начинаю все сначала. Если что-то тащить из предыдущего сезона, дело стопорится. Самое опасное, что только может произойти, это самодостаточность и самоуспокоение. Страшно встретить людей, у которых отсутствует самоирония. Не ирония, а именно самоирония. Главное - реагировать на жизнь. Каждый день должно проживать, будто он один и единственный. Но на это необходимо определенное мужество.
-
Алексей БОРОДИН: "Самое страшное в профессии режиссера - самодовольство"
+
Завадский часто повторял нам слова Вахтангова: в искусстве нет такой категории, как "сегодня", есть только вчера и завтра. То есть что бы ты ни делал, любая постановка будет прыжком из вчера в завтра. Это потрясающие слова. Так и живешь…