Театральный словарь
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Театральный словарь

Клуб "Театральный словарь" создан в 2000 году для подростков от 11 до 14 лет и их родителей. Это вторая ступень на пути познания театра. Программа клуба рассчитана на 2 года и ориентирована на театральные профессии. Если на первой ступени зрители только учились различать явления, происходящие на сцене, то на втором они начинают пробовать себя в качестве театрального художника, режиссера, гримера, драматурга и т.д. Все театральные профессии рассматриваются в историческом развитии. На некоторые занятия приглашаются артисты, художники, драматурги и другие творческие работники театра, используются видео- и аудиоматериалы из спектаклей РАМТа. Некоторые темы занятий предполагают посещение творческих мастерских театра.

Занятия проходят в импровизационно-игровой форме 1 раз в месяц (одна из суббот) по абонементу "Семейный выходной".

Запись в клубы осуществляется через электронную почту alla.lisitsina@inbox.ru
Стоимость годового абонемента на два лица 10 тыс. руб. Второй и последующие дети из одной семьи посещают клубные занятия бесплатно. 

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ КЛУБА "ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ"

1-й год
обучения

  • Экскурсия по закулисью
  • "От античности до современного театра. Диониссийские хоры. Дифирамбы"
  • "Актер. Амплуа. Театр дель Арте"
  • "Грим. Художник-гример"
  • "Костюм. Художник по костюму"
  • "Бутафория и реквизит"
  • "Диалог. Драма. Драматург"
  • "Театральные жанры"
  • "Звук на сцене. Звукооператор"

2-й год обучения

  • Экскурсия по закулисью
  • "Макет спектакля"
  • "Освещение спектакля"
  • "Русский театр. РАМТ. Режиссер"
  • "Система Станиславского. Партнерство"
  • "Озвучивание. Театр и кино"
  • "Сценография"
  • "Пластика и хореография в спектакле"
  • Заключительное занятие с вручением "удостоверения зрителя"

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
(начало занятий в 17.00) 
1-й год обучения
22 декабря. Тема: "Грим. Художник-гример". 

2-й год обучения
15 декабря. Тема: "Озвучивание. Театр и кино" 




24 ноября состоялись занятия в группах 1-го года обучения по теме: "Комедия дель арте. Актер. Амплуа". Почему мы остановились именно на комедии дель арте? Какую роль она сыграла в развитии европейского театра? Как проходили спектакли дель арте? На эти вопросы мы ответили, предварительно посмотрев видеоматериал по теме, и разобрав каждую из масок этой комедии. А потом мы создавали "шари-вари". Многие впервые рифмовали прозаический текст, но справились все. А потом еще и показали свои варианты рекламной компании раннего Возрождения.

17 ноября в группах 2-го года обучения состоялось занятие по теме: "Система Станиславского". Это занятие, где мы соприкоснулись с актерским мастерством, поняли, чем театр переживания отличается от театра представления и как важно на сцене партнерство. Все это мы показали этюдно.

Театральный словарь - 1-й год
27 октября состоялись занятия по теме "От античного до современного театра. Дионисийские хоры. Дифирамбы". По ленте времени, выложенной интуитивно, мы смогли проследить все этапы развития европейского театра. Многие очень удивились, что театр и религия были неразрывно связаны до тех пор, пока театр не сделал шаг из храма на площадь. А где корни театрального действия? Почему именно Дионис стал тем божеством, ради которого люди устраивали театрализованные праздники? Что такое диониссийские хоры? И для чего были нужны дифирамбы? Кстати, мы тоже интуитивно выложили из предложенных фраз свой дифирамб. А потом устроили соревнование хоров. Дионис сам выбрал лучшую работу.
Театральный словарь - 2-й год
21 октября состоялось занятие по теме "Русский театр. Истоки". Русский театр, его развитие сильно отличается от европейского. Мы проследили, что происходило в России в то время, когда в Европе была эпоха Возрождения. Слайды помогли понять, что было ценно для русского человека, чем являлся для него лес, река, солнце. Как из язычества Русь перешла в Христианство? Мог ли быть театр помощником в распространении его? Какую роль в развитии русского театра играли цари? Постепенно картина в наших головах сложилась.

15 сентября состоялись экскурсии в группах 1-го года обучения под названием "Тайны закулисья". Мы впервые познакомились с работой некоторых цехов нашего театра, историей здания, побывали на сцене и в трюме. Впереди нас ждет изучение профессий людей, создающих спектакли.

29 сентября  мы посмотрели фильм о нашем театре "Рядом с Большим, напротив Малого". 


26 мая состоялись занятия по теме "Жанры" в группах "Театрального словаря" 1-го года обучения. Мы познакомились с наиболее известными театральными жанрами и в этих жанрах импровизационно показали считалочку "Вышел зайчик погулять". У нас все получилось.

19 мая состоялось занятие по теме "Организация сценического пространства" в группах "Театрального словаря" 2-го года обучения. Это продолжение темы "Сценография". На этот раз мы взяли сказку "Чиполлино", чтобы сделать и расставить декорации городского и природного пейзажей. Фактически мы сделали выгородку, в которой до появления настоящих декораций репетируют артисты. Закончилось занятие вручением сертификата об окончании программы клуба "Театральный словарь"

7 апреля
 состоялись занятия в группах "Театрального словаря" 1-го года обучения на тему "Бутафория". Сначала мы были на экскурсии в бутафорском цеху и познакомились с технологией изготовления папье-маше. А потом , используя материалы, которыми пользуются художники-бутафоры, попытались сами, импровизационно, попробовать себя в этой профессии. У нас получился целый рыцарский турнир с доспехами, оружием, дамами сердца, столом, накрытым разной посудой и яствами! Получилось просто здорово!

21 апреля состоялось занятие по теме "Пластика и хореография в спектакле" в группах "Театрального словаря" 2-го года обучения. В этом занятии было много видеоматериала по спектаклям нашего театра. Мы поняли, чем хореография отличается от сцендвижения, хотя язык у них одинаковый. А во второй части занятия на простейших движениях мы создали свои пластические композиции. И удивились этому.

24 марта состоялось занятие в группах "Театрального словаря" 1-го года обучения. В этот день мы попробовали себя в роли драматурга. Что важно для профессии драматурга? Что является языком драматургии и как им овладеть? Как построить пьесу? Какова ее структура? Такие серьезные вопросы... Но, оказывается можно их решить весело и увлекательно! Главное фантазия и любопытство!

17 марта
состоялось занятие в группе "Театральный словарь" 2-й год. Тема: "Сценическая речь". Чем сценическая речь отличается от разговорной? Что нужно для того, чтобы голос звучал громко и без напряжения? Как точно донести любые интонации? Все это мы узнали и попробовали применить.
24 февраля состоялись занятия в группах первого года обучения по теме "Звук и шумы на сцене. Профессия - звукооператор" . Это одно из самых творческих занятий нашей программы. Создать шумовые картины с помощью подручных материалов, это вам не шутка. Почему иногда звуки, записанные в природе, могут не подойти для использования в театре и даже кино? Можно ли обойтись без записывающей аппаратуры? Кто занимается поиском шумов? Как это делали раньше, и как происходит сегодня? С полученными на занятии знаниями и навыками можно в домашних условиях создать маленькие звуковые спектакли.

17 февраля состоялось занятие в группах второго года обучения по теме "Свет в спектакле. Профессия - осветитель" Мы ставили свет на прирезке, сделанной на прошлом занятии. Используя профессиональную аппаратуру и обычные бытовые фонари, были сделаны световые картины к спектаклю "12 месяцев". Работы получились просто волшебные!

23 декабря в группах первого года обучения состоялись занятия по теме "Грим. Художник-гример". Сначала мы рассмотрели разные гримы, потом много интересного узнали о гриме китайского и японского театров. Дальше был мастер-класс по нанесению на молодое лицо старческого грима. Закончились занятия самостоятельным гримированием по схемам. Результаты были потрясающие!

16 декабря в группах второго года обучения состоялись занятия по теме "Озвучание. Артист театра в кино". Это одно из самых творческих занятий года. Попробовать себя в озвучании и дубляже, да и укладке текста в артикуляцию героя, доводится не часто. Мы озвучивали мультик "Ледниковый период-2". Получились потрясающие работы! Теперь у каждого есть возможность сделать необычный подарок своим близким и друзьям. В этот вечер все открыли в себе новые возможности и способности.

17 декабря в подгруппе "Жанры" на примере спектакля "Мой внук Вениамин" мы рассмотрели жанр "драма".

25 ноября в группах первого года обучения состоялись занятия по теме "Комедия дель арте. Актер. Амплуа". Это было не простое занятие. Во-первых, нужно было понять, почему появился такой театр и откуда взялись артисты, почему артисты были в масках и что такое социальная маска. А во-вторых, нужно было в подгруппах подготовить обязательную часть комедии дель арте шари-вари. Мы в стихах сочинили фабулу будущего спектакля, и показали на что способны артисты комедии. Неожиданно для самих себя все получилось. И получилось просто здорово!

18 ноября в группах второго года обучения состоялось занятие по теме "Система Станиславского. Театр переживания и театр представления. Режиссер". Что такое система Станиславского, можно ли изучив ее стать хорошим артистом? Как отличить театр переживания от театра представления? Когда появилась профессия режиссер и почему одна и та же пьеса не похожа одна на другую будучи поставленной разными режиссерами? Во всем этом разбирались мы на конкретных примерах. И это было здорово!

26 ноября в подгруппе "Жанры" Театрального словаря мы изучали комедию. Конечно же, не обошлось без исторического экскурса. Мы вспомнили, откуда произошла комедия и какие изменения произошли с ней на протяжение времени от древнегреческой до сегодняшней. Во второй части занятия на одном и том же материале ( а это была известная считалочка) мы импровизированно показали разные виды комедии.
21 октября состоялись занятия в клубе "Театральный словарь" 2-го года обучения. Они были посвящены русскому театру. Как получилось, что отставая от европейского театра почти на 500 лет, мы смогли построить в своей стране самый лучший театр современности? Кто и что этому способствовало? Почему театр в России не развивался эволюционно? Этому была посвящена двухчасовая лекция. Конечно, за два часа невозможно раскрыть все аспекты этого вопроса. Но самые крупные мазки положены. А дальше каждый сможет найти информацию, которая его заинтересовала, самостоятельно.

22 октября состоялось занятие в "Театральном словаре" (жанры). Мы разбирали трагедию. Откуда появился этот жанр, как трансформировался со временем, как существует сегодня? Об этом мы узнали из первой части занятия. А в творческой части попытались составить фабулу трагедии, используя, как основу, басни И.Крылова. У всех все получилось.

28 октября состоялось занятие в группах "Театрального словаря" 1-го года обучения. Это первое занятие в этом сезоне. Мы попробовали проследить путь развития театра от обрядов тотемов и общин, от диониссийских хоров к древнегреческому и древнеримскому, через церковный театр к его вершине в эпоху Возрождения. Подробно разобрали дионисийский театр и структуру древнегреческого театра. В творческой части занятия мы показали "истории на повозках" из жизни Диониса и в честь него собрали дифирамб. Самой интересной фигурой оказался Дионис. Он и оценил агон хоров в свою честь. Рассказывая о своих впечатлениях от занятия, все отметили, что разрозненные знания об истории театра стали более структурированными.
23 и 30 сентября группы первого года обучения традиционно прошли с экскурсиями по закулисной части театра. Это была обзорная экскурсия по цехам. В течение года мы еще вернемся туда, чтобы подробно познакомиться с работой закулисных профессионалов.

16 сентября группы второго года обучения посмотрели фильм об истории нашего театра "Слева от Большого, напротив Малого".

24 сентября группа "Жанры" познакомилась с трагедией в спектаклях "Король Лир" и "Береника".


Занятия ведет режиссер-педагог, автор программы Алла Евгеньевна Лисицина.

Справки и запись в клуб по телефонам: 8 (495) 692-66-76; 8 (903) 013-69-58; 8 (916) 633-11-62.
E-mail: zritel-ramt@mail.ru

Читайте также:
Театральный словарь: сезон 2016-17
Театральный словарь: сезон 2015-16
Театральный словарь: сезон 2014-2015
Алла ЛИСИЦИНА: "Театр - сфера работы души"
Театральный словарь: сезон 2013-2014
Занятие "Драматург. Драма. Диалог" в клубе "Театральный словарь" 1-го года обучения
Театральный словарь: сезон 2011-2012
Театральный словарь: инсценировка сказки В. Сутеева "Под грибом"
Театральный словарь: сезон 2010-2011
Встреча Михаила БАРТЕНЕВА с клубами РАМТа
Театральный словарь: сезон 2009-2010
scroll top