Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Театральный словарь

Клуб "Театральный словарь" создан в 2000 году для подростков от 11 до 14 лет и их родителей. Это вторая ступень на пути познания театра. Программа клуба рассчитана на 2 года и ориентирована на театральные профессии. Если на первой ступени зрители только учились различать явления, происходящие на сцене, то на втором они начинают пробовать себя в качестве театрального художника, режиссера, гримера, драматурга и т.д. Все театральные профессии рассматриваются в историческом развитии. На некоторые занятия приглашаются артисты, художники, драматурги и другие творческие работники театра, используются видео- и аудиоматериалы из спектаклей РАМТа. Некоторые темы занятий предполагают посещение творческих мастерских театра.

Занятия проходят в импровизационно-игровой форме 1 раз в месяц (одна из суббот) по абонементу "Семейный выходной".

Запись в клубы осуществляется через электронную почту alla.lisitsina@inbox.ru
Стоимость годового абонемента на два лица 10 тыс. руб. Второй и последующие дети из одной семьи посещают клубные занятия бесплатно. 

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ КЛУБА "ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ"

1-й год
обучения

  • Экскурсия по закулисью
  • "От античности до современного театра. Диониссийские хоры. Дифирамбы"
  • "Актер. Амплуа. Театр дель Арте"
  • "Грим. Художник-гример"
  • "Костюм. Художник по костюму"
  • "Бутафория и реквизит"
  • "Диалог. Драма. Драматург"
  • "Театральные жанры"
  • "Звук на сцене. Звукооператор"

2-й год обучения

  • Экскурсия по закулисью
  • "Макет спектакля"
  • "Освещение спектакля"
  • "Русский театр. РАМТ. Режиссер"
  • "Система Станиславского. Партнерство"
  • "Озвучивание. Театр и кино"
  • "Сценография"
  • "Пластика и хореография в спектакле"
  • Заключительное занятие с вручением "удостоверения зрителя"

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Первый год обучения
25 февраля - занятия в 16.00 и 18.00. Тема: "Бутафория и реквизит. Художник-бутафор".
25 марта - занятия в 16.00 и 18.00. Тема: "Диалог. Драма. Драматург".
22 апреля - занятия в 16.00 и 18.00 по теме "Театральные жанры".

Второй год обучения
18 февраля - "Кино и театр. Озвучка", начало занятия в 18.00.
18 марта - "Сценография", начало занятия в 16.00.
15 апреля - "Пластика и хореография в драматическом спектакле".


25 марта состоялись занятия по теме "Театральные жанры". Известную считалочку мы попробовали разыграть в самых разных театральных жанрах. Вот когда мы ощутили себя артистами!

18 марта состоялось занятие по теме "Организация сценического пространства". На этом занятии мы строили декорации - жесткие и мягкие. Сегодня нам пригодились знания, полученные при изготовлении макета.

25 февраля состоялось занятие в группах первого года по теме "Бутафория". Используя пластику газеты, мы, как художники-бутафоры, изготавливали самые разные предметы. А потом устроили настоящий рыцарский турнир с боем и пиром после него! Идея такого турнира вполне применима в нашей жизни!

18 февраля состоялось занятие в группах второго года по теме "Озвучка". Озвучка - это одна из сторон актерской профессии. Самая сложная составляющая озвучки - дубляж. Вот дубляжом мы и занимались. Материалом послужил мультфильм "Ледниковый период". Разбившись на подгруппы, мы озвучивали маленькие отрывки мультика. Но прочувствовать всю сложность этого процесса, мы смогли. Это было и сложно, и интересно.

28 января
состоялись занятия в группах первого года по теме "Костюм. Художник по костюму". Сначала мы познакомились со всеми видами костюмов в костюмерном цехе. Потом рассмотрели исторические эскизы костюмов художника Вишневецкой к спектаклю "Кто во что горазд".  В практической части занятия мы моделировали на "манекене" из разноцветных лоскутов фантазийный костюм, используя законы построения костюма. Результаты оказались впечатляющими!

21 января состоялось занятие в группах второго года по теме: "Свет в спектакле. Художник по свету." На подготовленной прирезке прошлого занятия мы ставили свет. Это увлекательнейшее занятие! Наряду с профессиональными фонарями мы пользовались и обычными бытовыми. У нас получились такие световые этюды, что не стыдно их было показывать и специалистам! А заодно мы и узнали, что это за профессия художник по свету и где ей можно научиться.

24 декабря состоялись занятия в группах по теме "Грим. Художник-гример". Мы узнали, какие бывают гримы, какими красками их наносили раньше и наносят сейчас. Какими инструментами пользуются художники-гримеры. Потом посмотрели, как можно состарить молодого человека с помощью грима. И в творческой части занятия по схемам попробовали сделать грим самостоятельно. Кто знает, может кто-нибудь и выберет себе профессию театрального художника!  

17 декабря состоялось занятие по теме "Макет". Мы побывали в макетной мастерской, где художник Л. Баишева нам показала и рассказала все о макете и его изготовлении. Затем мы самостоятельно делали прирезку к спектаклю "12 месяцев" и устанавливали ее на подмакетнике. Каждый смог почувствовать себя творцом.

26 ноября состоялись занятия в группах первого года по теме: "Театр дель арте. Актер. Амплуа".  В первой части занятия мы нашли место театра дель арте в ленте времени и разобрались, как он появился, и как повлиял на развитие театра вообще. В творческой части занятия мы сами попробовали стать артистами труппы дель арте и с помощью "шари-вари" пригласить зрителей на свой спектакль. Показ шари-вари был настоящим спектаклем с выдумкой и фантазией!

19 ноября состоялось занятие в группах второго года по теме "Система Станиславского. Партнерство". Система Станиславского стала школой русского ансамблевого и психологического театра. Но что это такое система? Может ли она помочь человеку стать хорошим артистом? В этих вопросах мы с помощью этюдов и разбирались. А еще и этюды и упражнения на внимание и доверие к партнеру. Занятие получилось похожим на актерский тренинг.

15 октября состоялись занятия в группах второго года обучения на тему: "Русский театр. Режиссер". Русский театр явление очень сложное. Совсем не похожее на европейский. У нас не было медленного эволюционного развития. За короткое время он догнал, а потом и обогнал европейский театр, взяв из него все самое лучшее. А профессия режиссер - самая молодая из всех театральных профессий. Мы попробовали мыслить как режиссеры и интерпретировать известный материал по-своему. Одна и та же сказка получилась в каждой подгруппе абсолютно своя, режиссерская!

17 сентября
в группах первого года обучения состоялись экскурсии по закулисью. Это было первое знакомство с цехами нашего театра. Подавляющее большинство новых членов клуба здесь оказались впервые. В течение года мы будем приходить сюда еще не раз, знакомясь с  театральными профессиями. Все интересное впереди!

24 сентября в группах второго года обучения в Черной комнате театра состоялся просмотр фильма "Слева от Большого, напротив Малого". Мы познакомились с историей нашего театра, с людьми, составляющими его славу.

28 мая
прошли занятия в группах первого года обучения на тему "Звук и шумы в спектакле". Эта тема одна из самых интересных в программе 1-го года. Мы выяснили, какие вообще бывают звуки и где их можно найти. А в творческой части занятия мы сами создавали звуки из бросового материала и из них строили звуковые этюды, потом накладывали звук на действие. Это было интересно.

21 мая состоялись итоговые занятия с вручением удостоверений зрителей, прошедших вторую ступень познания зрительского искусства. Обстановка была неформальной. 

23 апреля
состоялись занятия в группах первого года обучения на тему "Диалог. Драма. Драматург". Мы познакомились с профессией драматург. Чем язык драмы отличается от языка литературы и других искусств. Что такое фабула, развитие, завязка, кульминация, развязка? Как не имея опыта, можно написать маленькую драму, на что опереться? Мы нашли историю, на основе которой можно сочинять самые разнообразные сюжеты. И коллективно написали маленькие пьесы. А вдруг кто-то захочет стать драматургом?

16 апреля
состоялись занятия в группах второго года обучения на тему "Пластика и хореография в драматическом спектакле". Чем хореография в драматическом спектакле отличается от балета? Для чего нужны хореографические вставки в спектакле? Чем пластика отличается от хореографии? Об этом мы узнали в первой части занятия. А во второй части мы попробовали, используя простейшие пластические движения, создать композицию на ритмичную музыку. Получилось впечатляюще! А потом на одну и ту же музыкальную тему, мы сочинили разные истории в движении. Многие это делали впервые и очень удивились своим способностям!

19 марта состоялись занятия в группах второго года обучения на тему "Организация сценического пространства". Организовывали мы его с помощью декораций: реальных и условных. И, конечно же, существовали в этом пространстве. В теме сценографии осталось только одно занятие!

26 марта состоялись занятия в группах первого года обучения. Тема занятия "Театральные жанры". Мы познакомились с отличительными особенностями театральных жанров в их историческом развитии. А далее в этих жанрах попробовали разыграть одну известную считалочку. Получился целый букет совершенно разных историй!

30 января состоялись занятия в группах первого года обучения по теме "Костюм. Художник по костюму". Сначала мы познакомились со всеми видами костюмов в костюмерном цехе. Потом рассмотрели исторические эскизы костюмов художника Вишневецкой.  В практической части занятия мы моделировали на "манекене" из разноцветных лоскутов фантазийный костюм, используя законы построения костюма. Результаты оказались впечатляющими!

27 февраля состоялись занятия в в группах первого года обучения по теме "Бутафория. Художник-бутафор". В первой части занятия в бутафорском цехе мы познакомились с технологией изготовления папье-маше. А потом с помощью газет, используя пластику бумаги и скотч,  импровизационно изготавливали одежду, рыцарские доспехи, оружие, посуду, еду, цветы. И даже устроили рыцарское состязание!

23 января состоялись занятия в группах второго года обучения по теме "Макет". Мы побывали в макетной мастерской, где художник Л. Баишева нам показала и рассказала все о макете и его изготовлении. Затем мы самостоятельно делали прирезку к спектаклю "12 месяцев" и устанавливали ее на подмакетнике. Каждый смог почувствовать себя творцом.

21 февраля состоялись занятия в группах второго года обучения по теме "Свет в спектакле". На подготовленной прирезке прошлого занятия мы ставили свет. Это увлекательнейшее занятие! У нас получились такие световые этюды, что не стыдно их было показывать и специалистам!

26 декабря состоялись занятия в группах первого года обучения по теме "Грим. Художник-гример". Мы узнали, какие бывают гримы, какими красками их наносили раньше и наносят сейчас. Какими инструментами пользуются художники-гримеры. Потом посмотрели, как можно состарить молодого человека с помощью грима. И в творческой части занятия по схемам попробовали сделать грим самостоятельно. Кто знает, может кто-нибудь и выберет себе профессию театрального художника!

19 декабря состоялись занятия в группах второго года обучения по теме "Театр и кино. Озвучка". Озвучание - одна из сторон актерской профессии. Что это такое, как озвучивают фильмы сейчас и как это делали раньше, до появления цифровых технологий? Об этом шла речь в первой части занятия. А потом мы сами попробовали себя в роли дублеров мультика "Ледниковый период" и укладчиков текста в артикуляцию героев. Это, конечно, сложно. Но все справились. Будет чем заняться в длинные каникулы!

28 ноября состоялись занятия в группах первого года обучения  по теме "Актер. Амплуа. Театр дель арте." Все хоть когда-нибудь да слышали эти слова. Но что именно они означают? Что это за театр, когда появился? Вот в этом мы разбирались логически по "ленте времени". А когда мы поняли структуру комедии дель арте, то сразу назвали большое количество известных спектаклей и фильмов, относящихся к этой комедии. Потом мы познакомились с масками и костюмами театра дель арте.  Это была первая часть занятия - теоретическая. А вторая часть - творческая, практическая. Мы сочинили "шари-вари". Это на сегодняшнем языке - реклама и анонс предстоящего спектакля. Конечно, трудно сочинять стихотворный текст! Но все справились блестяще, да еще и показали "шари-вари"! Ну, чем мы не средневековые артисты?!

21 ноября
состоялись занятия в группах второго года обучения по теме "Система Станиславского. Ансамблевый театр. Партнерство".  В совместной беседе мы узнали столько интересного о системе Станиславского! И что всех удивило - систему свою Станиславский не придумывал! И учебного пособия под названием "Система Станиславского" не существует! Есть его книга, можно сказать, художественная - "Работа актера над собой". А такое понятие, как проживание, мы испытали на себе в этюдах "Поиски кольца" и "Кушать подано!"  Потом испытали себя на доверие партнеру, потом показали этюды "Марионетки". Пожалуй, это самое насыщенное актерским мастерством занятие.

24 октября
состоялись занятия в группах первого года обучения по теме "От античности до современности. Диониссийский театр. Дифирамб". Это одно из самых трудных занятий года. Проследить за короткое время развитие театра от глубокой древности до сегодняшнего дня - задача непростая. Но, как оказалось, выполнимая. А творческое задание с составлением дифирамба для древнегреческого бога Диониса заставило каждого проявить все свои творческие возможности. Соревнование (агон) хоров завершило занятие. Это было здорово!
17 октября состоялись занятия в группах второго года обучения по теме "Русский театр. Режиссер". История русского театра очень неоднозначна и интересна. А профессия режиссер появилась не так давно, в конце XIX века, и театр без режиссуры уже невозможно представить. Ведь одна и та же пьеса может быть прочитана режиссером по-разному. Мы попробовали в одной пьесе по-разному расставить акценты и выделить кульминацию. Статическая кульминация была темой творческого задания. Получилось очень интересно!
 

Занятия ведет режиссер-педагог, автор программы Алла Евгеньевна Лисицина.

Справки и запись в клуб по телефонам: 8 (495) 692-66-76; 8 (903) 013-69-58; 8 (916) 633-11-62.
E-mail:  alla.lisitsina@inbox.ru

Читайте также:
Театральный словарь: сезон 2014-2015
Алла ЛИСИЦИНА: "Театр - сфера работы души"
Театральный словарь: сезон 2013-2014
Занятие "Драматург. Драма. Диалог" в клубе "Театральный словарь" 1-го года обучения
Театральный словарь: сезон 2011-2012
Театральный словарь: инсценировка сказки В. Сутеева "Под грибом"
Театральный словарь: сезон 2010-2011
Встреча Михаила БАРТЕНЕВА с клубами РАМТа
Театральный словарь: сезон 2009-2010
scroll top