Спектакль "Платонов. III акт" с обсуждением
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Спектакль "Платонов. III акт" с обсуждением

27 ноября 2008 после спектакля "Платонов. III акт" в Черной комнате создатели спектакля встретились со зрителями.

Спектакль "Платонов. III акт" - не только плод взаимного интереса его создателей к Чехову, пьесе и Настоящему театру. Он проникнут необыкновенным трепетом, и не надо совершать нереальных усилий, чтобы это почувствовать. Ведь, по крайней мере, для троих участников этого спектакля "Платонов" был их "первым ребенком". А первый, как говорят, самый любимый…

"Платонов. III акт" - это три дебюта артистов РАМТа, впервые выступивших в совершенно новом для них качестве. Дебют Александра ДОРОНИНА как режиссера спектакля, Ильи ИСАЕВА, работавшим над музыкой к постановке, и Веры ЗОТОВОЙ, придумавшей и сделавшей своими руками большую часть костюмов. А еще - это невероятно сплоченная группа людей, у которой получилось.

"Почему третий акт? - так начал встречу со зрителями Александр ДОРОНИН. - Потому что он самый кульминационный, жесткий и насыщенный в пьесе. Кроме того, я хотел собрать хорошую команду и поработать в этом материале. Чехов здесь, на мой взгляд, такой хулиганистый, молодой, безответственный - еще не тот Чехов, которого мы привыкли видеть. А главное, и театр в лице Алексея Владимировича Бородина, и актеры поверили в меня - и это было очень важно, потому что мы все здесь не только коллеги, но и друзья".

"Мне кажется, будет неправильным обсуждать сегодня пьесу. Потому что спектакль - это самостоятельное произведение искусства", - высказала свое мнение Рамиля ИСКАНДЕР. И зал подхватил эту идею. Более того, хотелось обсуждать именно спектакль, потому что он впечатлил своей самостью, режиссерской смелостью, оригинальностью и замечательными актерскими работами.

"Я очень рад, что появилась возможность поговорить с людьми, у которых глаз не замылен, - сразу же включился в диалог с аудиторией Сергей СТЕПИН (Платонов). - Ведь то, что мы задумывали и то, что вы увидели, это две большие разницы. Как вам кажется: про что этот спектакль?"

"Прежде всего - это история жизни и внутреннего конфликта человека, человека, пытающегося разобраться в себе, - попытались ответить ребята на вопрос актера. - Почему разрушается его жизнь? Почему он хочет то одного, то другого? Он ищет, но так и не находит ответа на эти вопросы".

Еще одно мнение: "Мне показалось, что это пьеса о слабом человеке, который пытается найти себя и не может, в силу своей инфантильности или недозрелости. Несмотря на то, что герою в пьесе 27 лет, он находится в состоянии неопределившемся. Кто он? Что он? Какую женщину выбрать? Мне кажется, независимо от эпохи, такие люди были всегда".

Основная дискуссия о постановке развернулась, конечно, вокруг главного персонажа - Михаила Платонова, настолько неоднозначного, что градус разговора с каждой новой репликой только повышался. Одни версии сменялись другими, Платонова клеймили, защищали, оправдывали.

"Как бы то ни было, но женщина хочет любить именно такого Платонова. Такие платоновы просто жизненно необходимы", - отстаивала право на существование героя Наталья ЧЕРНЯВСКАЯ (Анна Петровна).

"Он такой нужен, конечно, но только с ним делать нечего, потому что сила у него есть, воля есть, а силы воли нет, нет характера своего, - оппонировали артистам из зала. - Они (другие герои - прим. ред.) все с принципами, а он размазня, ему, как лозе, нужна опора. На него самого опереться нельзя".

"Любовь к человеку не зависит от того, кто и какой он. Когда ты любишь, ты не видишь ничего, кроме этого человека - и это прекрасно", - выступала в защиту настоящих чувств Рамиля ИСКАНДЕР (Софья Егоровна). Платонова страстно любили или ненавидели, никто из героев не был к нему равнодушным. Но именно любовь, безудержная любовь к персонажу предающему, изменяющему, бросающему, но искреннему, раскаивающемуся, не нашедшему своего пути, поражает зрителей сильнее всего.

Им более всего хочется найти ответ на вопрос, кто он: негодяй, заслуживающий наказания, или слабый человек, требующий понимания и прощения? Кульминацией спора становятся слова Ильи ИСАЕВА (Сергей Войницев, Михаил Платонов) о том, что "…нет в чеховских героях ни положительного, ни отрицательного. Есть исключительное естество. Чехов только ставит диагноз, но не назначает лечения. Просто - думайте об этом. Мне кажется, этот спектакль о том, что нужно задавать вопросы самому себе".

Удалось ли это нашим зрителям? Наверняка. Да и нельзя подвести результат этой встрече прямо сейчас. Каждый ушел в этот день из театра наполненный: новыми мыслями, чувствами и, конечно, новыми вопросами. Вопросами к самим себе. И ответы на них мы будем искать каждый день. И будут они так же неоднозначны, как сами чеховские герои.

Благодарим артистов театра Рамилю ИСКАНДЕР, Наталью ЧЕРНЯВСКУЮ, Сергея СТЕПИНА, Илью ИСАЕВА, Тараса ЕПИФАНЦЕВА за интересный разговор. Александра ДОРОНИНА за диалог, удивительную способность сплотить вокруг себя создателей Театра и заразить их идеей нашей встречи. И педагогов Ольгу Фоминичну Ладохину (МГПИ) и Марию Александровну Штейнман (РГГУ) за помощь в подготовке и участие в дискуссии.

Фотоотчет встречи - в Живом Журнале РАМТа.
scroll top