Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Круглый стол "Казнить нельзя помиловать"

24 февраля 2010 на филологическом факультете МПГУ состоялся Круглый стол "Казнить нельзя помиловать", посвященный спектаклю "Приглашение на казнь".

"Я очень доволен тем, что наш университет начинает традицию обсуждения спектаклей, имеющих резонанс в театральной Москве, - поприветствовал собравшихся заместитель ректора по социальной и молодежной политике МПГУ Андрей КОНОВАЛОВ. - Я благодарю за это начинание и наших гостей, и наших преподавателей и профессоров - тех, которые любят Набокова и любят современное искусство. Я очень надеюсь, дорогие друзья, что вы примете участие в этом обсуждении, и это станет доброй традицией. И вы поймете, что литературу нужно не только читать, но и видеть ее в разных трансформациях".

Обсудить историю воплощения на сцене Молодежного театра одного из самых удивительных романов Набокова собрались студенты и преподаватели МПГУ, а также других вузов Москвы: МГУ, МГПИ, МГУКИ, МАРХИ, МИОО, МГОУ. В течение двух часов режиссер спектакля Павел САФОНОВ и актрисы РАМТа Янина СОКОЛОВСКАЯ (Марфинька) и Татьяна МАТЮХОВА (Цецилия Ц.) отвечали на непростые филологические вопросы и давали ученой публике все новые и новые поводы для размышлений. Модератор встречи - д.ф.н., профессор МПГУ Лина ЦЕЛКОВА - своевременно передававшая слово то оппонентам, то защитникам "Набокова по Сафонову", помогла разговору стать живым, острым, захватывающим и даже разрешила ему выйти за рамки заявленной темы. Говорили об особенностях жанра, компромиссах с совестью и "инаковости", животном страхе, "глубинных" актерских находках, и, конечно, о зрительских впечатлениях.

Профессор МПГУ Олег ДЕФЬЕ: "Цинциннат - не герой в традиционном смысле, даже когда он ведет себя вызывающе, то делает это из чувства самосохранения. Гораздо интереснее другой Цинциннат, его внутренние мученичества после объявления приговора… Я бы поставил вам пять баллов за попытку инсценировки романа. Интересное прочтение, верное видение, но с некоторыми приемами я поспорил бы".

Режиссер Павел САФОНОВ: "Цинциннат ничем не противопоставлен другим, кроме того, что не идет на компромиссы с людьми,  которые его окружают, и тем, что для него существуют какие-то другие ценности… И при всем том, что он живой человек и боится предстоящей казни, он проходит за это время сложный глубокий путь ощущений связей с этим миром, проверяя эти связи и ценности на какую-то "настоящность"… В каждом человеке есть Нечто. Даже в Пьере есть свой Цинциннат, поэтому ему так важно его уничтожить".

Профессор МПГУ Марина НИКОЛА: "Когда в начале встречи прозвучало "попытка", я подумала, ой, как скудно, как несправедливо, потому что этот спектакль - все-таки свершение. Я не представляла, что Вы такой молодой, и справились с такой серьезной работой на таком уровне. Спектакль сложный, заставляющий нас пребывать в долгой внутренней работе… Ваша трактовка показывает нам человека, который в час испытания сохранил в себе что-то. Мне кажется очень важным, когда всякий раз он говорит "Я сам!"

Екатерина МОСКВИНА, выпускница МПГУ, выпускница ВГИКА: "Поставить литературный текст ни в театре, ни в кино нельзя буквально. Люди, которые занимаются переводом литературы, знают, что это другая семантическая система. Здесь важен поиск театрального языка, который был бы адекватен автору. В этом спектакле, мне кажется, мы получаем очень адекватную интерпретацию Набокова.
И то, что спектакль оставляет после себя огромный шлейф последействия – это тоже немаловажно, если не самое главное. Потому что это -  катарсис, некий опыт, который мы получаем, выйдя из театра
".

Мнения филологической и студенческой общественности о воплощении литературного произведения на сцене, режиссерские идеи набоковедов, а также яростная дискуссия о Цинциннате на сцене РАМТа - в материале "РАМТографа".

Фотоотчет о встрече смотрите в ЖЖ РАМТа.
scroll top