Театральный "истерн" о разгульных 90-х, притворяющийся мюзиклом
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Театральный "истерн" о разгульных 90-х, притворяющийся мюзиклом

"Северная одиссея". Сцена из спектакля
"Северная одиссея". Сцена из спектакля "Северная одиссея". Сцена из спектакля
Кликните на картинку для увеличения
28.10.2015
Сегодняшнюю российскую жизнь многие называют "новыми 90-ми", публикуют развернутые материалы про "беспредел" властей, дефицит продуктов и международную изоляцию. Тема всплыла в театре. В основе энергичной премьеры РАМТа лежит произведение культовых киносценаристов Петра Луцыка и Алексея Саморядова (обоих, к сожалению, уже нет в живых). Их называли "певцами переломной эпохи", дивились на ни на что не похожий стиль письма, но в кино экранизировали не так часто, как хотелось бы. Интерес вернулся вместе с горьким ощущением очередной Смуты.

Сценарий "Праздник саранчи" облюбовала Екатерина ГРАНИТОВА (театралы прекрасно помнят успех ее спектакля "Истории мамонта" по роману Иванова "Географ глобус пропил"). Режиссер поставила по нему свою "Северную одиссею" (название заимствовано у Джека Лондона). Безоговорочный хит в репертуаре РАМТа. Яркий, эффектный музыкальный эпичный спектакль-истерн (так называется жанр приключенческих фильмов, снятых в СССР, названный так по аналогии с вестерном). Хотя претензии к некоторым режиссерским решениям есть, и нельзя сказать, чтобы совсем уж безобидные. Но сначала о плюсах, которых объективно гораздо больше.

Полуфантастический сюжет, сильные герои, остроумный язык, эффектная сценография (на сцене - конструкция внушительных размеров, то ли хребет мамонта, то ли гигантская льдина), наконец, отличная музыка как одна из главных составляющих многожанрового действа. Она - главный проводник в мир Луцыка и Саморядова, "отзеркаливает" странный русский мир, "навсегда растерянный" народ, бескрайние заснеженные пространства.

Петр НАЛИЧ выступил автором и исполнителем, - он и его группа находятся на сцене постоянно. В саундтреке нашлось место не только русскому фольклору, но и американскому джазу, блюзу, соулу, фанку и даже госпелу. Так что слушать эту приключенческую историю о пионерах российского предпринимательства (главные герои пытаются переправить контрабандный спирт на Чукотку, но оказываются на Аляске, а потом и в Калифорнии) также интересно, как и смотреть.

Особенно удачной, глубокой вышла первая часть. Снега, караван, стрельба, бандиты. Последних Луцык и Саморядов как будто списали с героев русских былин. Чего стоит один только Митрофан Сковородников (гениальная работа Александра ГРИШИНА), называющий себя хранителем Сибири в Смутное время "от японцев и американцев" и готовый присягнуть новому царю. Или отец Федор (прекрасный Александр РАГУЛИН), бывший металофизик, в колоритном тулупе, творящий крестное знамение топором.

После антракта, когда герои попадают в Америку, спектакль заметно сдает позиции. На сцене - все цвета радуги, "пляшущие человечки", огни больших городов и "мерседесы" в натуральную величину. Один из героев влюбляется в американку, и лав-стори внезапно становится центральной. Если не смотреть первый акт, легко решить, что смотришь крепкий мюзикл. К счастью, открытый финал (уверенности в том, что героев не застрелили свои на родине, нет) возвращает к первому впечатлению, - перед нами история исключительной, почти что витальной силы. И первый удачный образец жанра "истерн" на театральной сцене.
Наталья Витвицкая
"Ваш Досуг"
scroll top