Когда становится прекрасно на душе
Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Когда становится прекрасно на душе

07.04.2012
За премьерами Российского академического Молодежного театра не угнаться: на основной сцене, в маленьком зале, в Черной комнате один за другим выходят спектакли, и в этой непрерывности - четкость и определенность позиции художественного руководителя театра Алексея БОРОДИНА, открывшего перед молодыми режиссерами дорогу к творчеству. В самом деле, где же и экспериментировать, пробовать, может быть, ошибаться, как не в Молодежном театре?

И вот еще одна премьера. Для меня очень ожидаемая, потому что детские рассказы Михаила Зощенко, поставленные Рузанной МОВСЕСЯН, я храню в памяти с раннего детства, когда они были прочитаны впервые. Тогда они казались очень веселыми, смешными, с множеством "подсказанных" мелких хулиганств (вроде разогревания твердого сливочного масла на ноже над чашкой горячего чая соседа по столу), которыми грех было бы не воспользоваться в повседневной жизни. И те уроки воспитания, что были заложены Михаилом Зощенко в непритязательные рассказы о детстве Лели и Миньки, воспринимались и усваивались как-то легко, незаметно, но твердо. Но когда прошли годы...

Сегодня молодой режиссер соединяет их в единое целое, имя которому светлая грусть воспоминания. О своем детстве. О детстве своих детей. О том, что так быстро, мгновенно ушло - ушло навсегда - и возвращается ненадолго лишь под влиянием какого-то сильного толчка. Спектакль "Леля и Минька" именно таким толчком и становится, потому что он будит ассоциативную память, а она, как известно, обладает завораживающим свойством: медленно, цепляя одно давно уснувшее воспоминание за другое, мы возвращаемся в тот самый потерянный рай, из которого нас давно изгнали. Возвращаемся другими, обогащенными или раздавленными жизненным опытом, утомленные прожитыми десятилетиями. Другими. Совсем другими.
Не от того ли эта светлая грусть, это ощущение невозвратимой потери?

Рузанна Мовсесян вместе со сценографом Марией УТРОБИНОЙ и художником по свету Андреем РЕБРОВЫМ поставила замечательный спектакль для семейного просмотра, адрес его аудитории - родители вместе с детьми, потому что ничто не может прочнее соединить людей разных возрастов, чем вместе пережитые, перечувствованные мелочи прошлой жизни. В спектакле живет настолько глубокая сосредоточенность на внутренних переливах и переживаниях, что ни в какой внешней броскости он не нуждается: новогодняя елка и лежащие под ней подарки - это просто разноцветные воздушные шарики (с одним из таких шариков выходит улыбающаяся молодая Мать - Оксана САНЬКОВА), рояль - приспособление для фантастических фокусов, голос отца разносится, словно глас Божий, откуда-то сверху, строго, поучающе. Уроки, которые получают в результате каждой новеллки Лепя (изумительно органичная Анна КОВАЛЕВА) и Минька (очень хорош в этой роли Дмитрий КРИВОЩАПОВ), звучат не как суровые назидания, а почему-то очень грустно и светло. Наверное, потому что все мы получали такие уроки в детстве, но далеко не все усвоили и запомнили. Теперь уже поздно...

Замечательно играет в спектакле "Леля и Минька" роли, что обозначены в программке "...и многие другие" Денис БАЛАНДИН. Он виртуозно перевоплощается, пластически безукоризненно ведет свои многочисленные линии и словно вовлекает зрителей разного возраста в непрекращающуюся игру. Очаровательна Бабушка Татьяны ВЕСЕЛКИНОЙ - моложавая дама "из бывших", старающаяся непременно привить внукам хорошие манеры...

Конечно же, рассказы Михаила Зощенко, написанные в конце 30-х - начале 40-х годов прошлого столетия, имели вполне конкретную цель, которую отмечали критики: высокое искусство писателя состояло в том, что от простого, доступного детскому восприятию факта он переходил к сложным порой нравственным выводам. И оценить их в полной мере могли только взрослые, имеющие уши, чтобы слышать, и глаза, чтобы видеть. Поэтому и начинается спектакль с встречи взрослых Лели и Миньки, которые выросли и ничего не забыли. В рассказе "Через тридцать лет", когда Минька узнает, наконец, причину, по которой Леля когда-то прикинулась больной, Михаил Зощенко делает очень простой, но такой важный вывод: "Надо любить и жалеть людей, хотя бы тех, которые хорошие. И надо дарить им иногда какие-нибудь подарки. И тогда у тех, кто дарит, и у тех, кто получает, становится прекрасно на душе".

Мы все знали это когда-то, но на протяжении жизни забыли. Может быть, спектакль РАМТа поможет нам вспомнить эту простую, светлую и печальную истину?.. Ведь после него выходишь из театра, словно с подарком в руках. Очень нужным сегодня всем подарком...
Наталья Старосельская
"Страстной бульвар, 10"
scroll top