Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Юбилей Виктора Розова стал настоящим праздником театра

07.12.2013
В четверг 5 декабря в Российском академическом молодежном театре отметили столетний юбилей драматурга Виктора Розова.

Вернее будет сказать - подвели итог юбилейным торжествам, которые развернулись в полномасштабный проект и продолжались несколько месяцев.

В рамках этого проекта молодые драматурги писали пьесы, пытаясь в них нащупать героя нашего времени, подобно тому, как сам Розов некогда нашел и вывел на сценические подмостки героев времени своего. Результатом этой драматургической лаборатории, своеобразные итоги которой были подведены 3 декабря, когда в РАМТе в формате режиссерских читок были представлены несколько-пьес победительниц, станет постановка одной из них на сцене Молодежного театра. Кто знает, возможно для ее автора - Биймурзы Мантаева - это будет столь же удачным стартом, каким когда-то стала постановка на этой же сцене пьесы самого Виктора Розова "Ее друзья".

Не менее, а может, даже более увлекательным зрелищем стала двухдневная режиссерская лаборатория, в рамках которой пятеро молодых режиссеров показывали свои эскизы по малоизвестным пьесам Виктора Розова. Двухдневной, правда, эта лаборатория была лишь для зрителей, тогда как актеры и режиссеры на подготовку к своим получасовым показам потратили полтора месяца.
Чего ждали от этих заявок? Прежде всего, возможности услышать, как Розов может прозвучать сегодня - в нашей сегодняшней жизни, в нашем сегодняшнем театре. И главное - может ли, не ушло ли его время. Как оказалось, не ушло. Причем подход к его пьесам был весьма различен - от внимательного следования каждой букве его текстов до весьма радикального обращения с ними.

Внимательнее всех обошлась с розовской драматургией Рузанна Мовсесян, чей эскиз по пьесе "С вечера до полудня" показал, что даже сегодня "остро актуальные" привязки и вкрапления совсем не обязательны, чтобы зритель мог почувствовать и прочуствовать то, что волновало розовскиз героев. Достаточно просто услышать текст самому и заставить услышать его актеров, а дальше - весьма традиционная и этим близкая актерская игра. К слову, эта заявка получит свое продолжение: работа над ней будет продолжена и на сцене Театра им. А.С. Пушкина зрители смогут увидеть этот спектакль с Андреем Заводюком в главной роли.

Кирилл Левшин в "Кабанчике" привязал события, случившиеся на черноморском побережье России, к грядущей сочинской олимпиаде, замкнув их в финале на олимпиаду 1980 года. Тяжелый порочный круг, из которого нет выхода и в котором люди существуют все по тем же законам.

Интересно к пьесе "Дома" подошла режиссер Роза Саркисян. Для показа она взяла лишь финальные сцены, но в ее прочтении они прозвучали пусть коротким, но полноценным спектаклем. Причем спектаклем не по-розовски жестким, стилистически близком к "новой драме", а смыслово - к "Бесам" Достоевского.

А еще две работы - "В дороге" Михаила Егорова и "Затейник" Александра Баркара, - при всей разности трактовок настолько покорили зрителей, что, похоже, со временем займут свое место в репертуаре Молодежного театра. Так что ради сохранения интриги подробности о них опущу.

Лаборатория драматургов, лаборатория режиссерская; фестиваль "В поисках Розова", на котором показали не только все современные столичные постановки розовских пьес, но привезли спектакли и из Воронежа, и из Таллина; выставка в Бахрушинском музее; презентация книги-воспоминаний, - вот такой вот юбилейный марафон. И, повторюсь, совсем не формальный - не для галочки. Марафон, которому уже совсем скоро последует продолжение в новых спектаклях. Марафон, который столь же неформально и завершился теплым, почти домашним вечером в стенах РАМТа - бывшего Центрального детского театра, на сцене которого Розов-драматург делал свои первые шаги и на сцене которого еще при жизни отмечал свои круглые даты.

Этот вечер был весьма далек от официоза, от нескончаемых поздравительных речей с перечислением заслуг и регалий юбиляра. Это был вечер только памяти Розова, но и для Розова - его любимые мелодии, любимые песни, любимые актеры на экране. И он сам - отвечающий на вопросы молодежи в 60-е и 90-е годы, в кругу семьи, рассуждающий о театре и о стране и, главное, - мечтающий о "театре человека". Театре о человеке и для человеке, в котором главной темой была бы доброта и порядочность. Качества, увы, сегодня крайне редко привлекательные для театрального люда.

Вечер подходил к концу. В очередной раз в воссозданном на сцене кабинете Виктора Сергеевича зазвонил телефон. "Если надо - я приду", - ответил Розов. И очень хотелось сказать: надо. Очень. Очень нужна сегодня та "нормальность", к которой призывал своих внуков Виктор Сергеевич. Очень нужны эти молодые герои-максималисты, чьи речи звучали в Молодежном театре всю неделю и казались столь близкими. Очень нужен "театр человека". Впрочем, последний, у нас, кажется, уже есть - тот самый, что, отмечая розовский юбилей, подарил (и еще подарит) зрителю столько тепла и какой-то доброй "настоящести".
Анастасия Иванова
"Вечерняя Москва"
scroll top