Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Если нужен - придет

09.12.2013
Осень Виктора РОЗОВА в Москве

21 августа 2013 года исполнилось 100 лет со дня рождения драматурга. РАМТ (в те годы Центральный детский театр) был "его" сценой: здесь в 1949 году впервые приняли к постановке пьесу недавнего солдата; здесь были поставлены 10 пьес Виктора Розова; здесь он встретился с Анатолием Эфросом и Олегом Ефремовым.

В РАМТе Виктор Сергеевич неизменно праздновал юбилеи - даже 90-летие драматурга прошло в стенах театра. В 2013-м РАМТ стал инициатором и домом проекта "100-летие Виктора Розова".

В ноябре в Москве прошел фестиваль "В поисках Розова": пьесы его идут на семи сценах Москвы. Алексей Бородин, художественный руководитель РАМТа, уподобил 100-летие Розова "Традиционному сбору" (по названию знаменитой пьесы), сбору, на котором Виктор Сергеевич "собирает нас для того, чтобы что-то негромко, но внятно сказать".

…Как парадоксально размещено в нашем времени наследие Розова - яснее всего видно в пьесах молодых драматургов, присланных на конкурс "В поисках нового героя". Полугодовой конкурс был частью юбилейной программы: 3 декабря в Черной комнате РАМТа прошли читки пьес.

Пьесы шорт-листа, кажется, объединяет только одно: общее авторское ощущение того, что ясный и теплый мир Розова, мир человечности и великих надежд, мир 1950-1960-х, - лежит в осколках. А узлы распада, намеченные в его "Гнезде глухаря" и в "Кабанчике" (как, впрочем, и в "Вечно живых", и в "Традиционном сборе"), - окрепли, созрели, почти взорвали этот мир. Пристальная и жесткая пьеса Рахиль Гуревич "Дон-дон-дери" о девчонках-подростках, собравшихся в Москве на всероссийской олимпиаде швейных колледжей; о девчонках, выросших на холодном ветру, не прикрытых ни семьями, ни державой, вырывающих друг у друга победу как некий шанс на профессиональное будущее… Почти детективная пьеса Александра Цоцхалова "Кружение Наргиз", в которой история распавшегося СССР и нынешние отношения России с элитой независимых стран предстают коридором кривых зеркал…

Самая страшная - и, кажется, лучше всего написанная - пьеса 27-летней Ульяны Гицаревой (Екатеринбург) "Спичечная фабрика": лаконичная судебная хроника родного города Туринска (в студенчестве Гицарева писала судебные очерки для районной газеты). Пьеса документальная: в каждом эпизоде свистит и зияет бессмысленный распад бытия. Жизнь городка в нулевые - и есть фабрика, штампующая ряды судеб-спичек, готовых вспыхнуть, наделать беды, сгореть…

Что тут от Розова? Возможно: спокойная пристальность взгляда на свое время.

5 декабря в РАМТе прошел вечер, завершивший 100-летний юбилей драматурга. Актеры РАМТа читали (среди множества иных текстов) замечательные ответы Розова на записки из зала - на встречах со зрителем 1960-х и на творческих вечерах 1990-х.

Вечер завершили 30 секунд старой домашней киносъемки: 80-летний драматург держит телефонную трубку и говорит незримому собеседнику:

- Если я буду нужен - я приду…
Елена Дьякова
"Новая Газета"
scroll top