Размер:  А  А  А    Цвет:  Обычная версия

Жизнь одна

О спектакле

Премьера состоялась 19 февраля 2015 года.

Режиссер Владимир Богатырев соединяет "лейтенантскую прозу" Вячеслава Кондратьева и легендарные "Колымские рассказы" Варлама Шаламова.

Пронзительный спектакль о сломанных судьбах и несломленных людях, о тех, чья юность оказалась полна несбывшихся надежд и неслучившейся любви. О тех, кто остался лежать на полях сражений и не вернулся из тюремного застенка. Никто из них не хотел умирать.

По мотивам рассказов Варлама Шаламова "Серафим", "Мой процесс", "Сухим пайком", "Надгробное слово", "Ягоды" и Вячеслава Кондратьева "Асин капитан", "На станции Свободный", "Не самый тяжкий день".


Отзывы зрителей на форуме РАМТа

Пресса
  • Маленькая сцена
  • 16+
  • Премьера
Продолжительность спектакля 1 час 50 минут
без антракта
Автор:
Вячеслав Кондратьев, Варлам Шаламов
Создатели спектакля
Художник по костюмам:
Художник по свету:
СУЛТАНОВ ИЛЬЯ
Действующие лица и исполнители
Андрей, Виктор, арестант
Серафим, капитан, сержант
Мачихин, начальник, солдат, следователь
Катя, Надя
Женщина, хозяйка
Видео
Интервью на фоне спектакля
Ближайшие спектакли
  • 06 октября
  • 22 ноября

План зала





Вячеслав Леонидович Кондратьев

(30 октября 1920, Полтава – 23 сентября 1993, Москва)

Варлам Тихонович Шаламов

(5 (18) июня 1907, Вологда – 17 января 1982, Москва)

Вячеслав Кондратьев и Варлам Шаламов… Казалось бы, трудно найти более непохожих друг на друга писателей со столь разными, на первый взгляд, судьбами. Но если присмотреться повнимательнее, сравнений не избежать.

С первого курса архитектурного института Вячеслав Кондратьев был призван в армию: служил на Дальнем Востоке в железнодорожных войсках. В декабре 1941-го ушел на фронт и попал в самую "топку" - под Ржев. Дважды был тяжело ранен.

Студенческую жизнь Варлама Шаламова, учившегося на факультете советского права Московского университета, оборвал арест: в 1929-м он приговорен к трем годам лагерей за распространение "завещания" Ленина. В 1937-м - новый арест. Пять лет на Колыме превратились в пятнадцать: Шаламов обвиняется в антисоветской пропаганде, на следствии не отрицает, что назвал Ивана Бунина классиком русской литературы.

Оба прошли страшную войну, каждый свою: Кондратьев - с фашистской чумой, Шаламов - с безжалостным режимом, установившемся в его собственной стране. И оба не захотели, точнее - не смогли похоронить в себе открывшиеся им беспощадные истины. Оба пишут о себе, о том, что видели своими глазами и с избытком хлебнули в не просыхающих ржевских топях и в вечной мерзлоте ледяной Колымы. Вот только Кондратьев не потерял веры в людское благородство и силу духа, а Шаламов описывал состояние близкое к "зачеловечности", когда боль, холод и голод срывают с заключенных последний нравственный покров, оказавшийся, увы, таким тонким и непрочным. Но оба работают в стол. Официальная литература боится и "окопной правды" Кондратьева и "лагерных" откровений Шаламова. Первый зарабатывает на жизнь книжными иллюстрациями, второй - пишет стихи и печатает критические статьи в толстых журналах.

Повесть Кондратьева "Сашка" увидела свет лишь в 1979-м, благодаря помощи Константина Симонова. Автору к тому моменту уже почти 60. За "Сашкой" последовали повести "Борькины пути-дороги", "Отпуск по ранению", "День победы в Чернове", роман "Красные ворота", многочисленные рассказы. "Колымские рассказы" Шаламова впервые опубликованы за границей: в Нью-Йорке, Лондоне и в Кельне - на немецком языке. В России они целиком изданы лишь в разгар Перестройки, в 1989-м, через 7 лет после смерти автора.

Уход из жизни писателей был одинаково страшен. Вячеслав Кондратьев покончил с собой. Варлам Шаламов умер в сумасшедшем доме. Их общий последний приют - Кунцевское кладбище в Москве.
scroll top